Сивохина Маргарита Владимировна Чувашская Республика город Шумерля МОУ «СОШ № 2»
Тема урока Юрий Карлович Олеша роман – сказка для детей Три Толстяка
Сказка написана в 1924 году
Цели урока: 1.Учить работать с текстом, совершенствовать навыки чтения, обогащать словарный запас обучающихся и расширять их кругозор. 2.Развивать речь обучающихся, воображение, внимание, логическое мышление. 3.Прививать любовь к книге, живому слову.
Эпиграф к уроку «Очень мало было авторов, писавших сказки. Поэты этого рода действительно редкое и удивительное явление. Здесь не может быть подделки, здесь поэзия и выдумка первоклассны, здесь индивидуальность автора исключительна».
Юрий Карлович Олеша Родился в Елизаветграде 3 марта 1899 года. Попробовал себя во всех литературных жанрах: поэзии, прозе, драме. Юрий Карлович был влюблён в театр, и ему очень хотелось, чтобы сказка была театральной. .
Словарная работа Тибул - усечённая форма от имени римского поэта. (Тибулл Альбий, живший 50-19 г. до н. э.). Он мечтал об идиллической жизни в деревне. Он враждебно относился к императорскому режиму, который установился в Риме при императоре Августине. Суок - вся жизнь. Тутти - разлучённый.
Какие новые слова вы нашли в тексте?
Какими источниками вы пользовались, чтобы определить значение непонятных слов?
Назовите имена персонажей романа, с которыми вы познакомились во время чтения.
Дайте краткую характеристику действующих лиц романа.
Вопросы по произведению. В каком месяце проходили события, описанные в сказке? Сколько шаров было у продавца? Кому достались эти шары? На какое время была назначена казнь на Площади суда? Во сколько дней укладываются события сказки?
Вопросы по произведению. Какую роль сыграла Суок в пантомиме «Глупый король»? Сколько лет было Суок? Тутти и Суок разлучили. Девочку отдали бродячему цирку в обмен на что? Сколько наук изучил доктор Гаспар Арнери?
Вопросы по произведению. Между кем был совершён такой обмен: шары на подземный ход? Кто рассказал суду о ночном разговоре Суок и Просперо? Из-за чего тётушка Ганимед выпустила мышь? Что за необыкновенные слёзы были у тётушки Ганимед?
Работа над языковыми средствами выразительности речи Сказочным делает роман множество риторических фигур. Например, « Все трое сопели так сильно, что на веранде открывалась и закрывалась дверь». «Толстяки ели больше всех. Один начал есть салфетку… Он оставил салфетку и тут же принялся жевать ухо Третьего Толстяка. Между прочим, оно имело вид вареника». Какие ещё риторические фигуры знаете? Приведите примеры из текста.
Физкультпауза.
Игра «Что? Где? Когда?»
Спрашивает географ МОУ «СОШ №2» города Шумерли Дмитриева Наталья Ивановна: Где находился дворец Трёх Толстяков?
Спрашивает химик МОУ «СОШ №2» города Шумерли Колеватова Эльвира Еремеевна: Мышь съела у тетушки Ганимед весь мармелад. Как объясняет доктор Гаспар такую любовь мыши к мармеладу?
Спрашивает филолог МОУ «СОШ №2» города Шумерли Логинова Марина Сергеевна: Какой маленький непонятный зверь с кошачьими глазами сидел в клетке в балагане дядюшки Бризака?
Спрашивает физик МОУ «СОШ №2» города Шумерли Мушлайкина Раиса Николаевна: Почему мудрый Гаспар не мог исправить куклу наследника Тутти к следующему утру?
Спрашивает художник МОУ «СОШ №2» города Шумерли Соколов Вячеслав Александрович: Какого цвета были волосы оружейника Просперо?
Спрашивает заместитель директора МОУ «СОШ №2» города Шумерли Покровская Вера Николаевна: В ухо наследнику Тутти накапали таинственное лекарство. Сколько дней он должен проспать после этой процедуры?
Спрашивает директор МОУ «СОШ №2» города Шумерли Кутырёва Татьяна Алексеевна: Перечислите вещи, которые доктор Гаспар потерял во время суматохи.
Спрашивает заместитель директора МОУ «СОШ №2» города Шумерли Табункина Регина Николаевна: Продолжите фразу: «Женщина уронила толстую кошку. Кошка шлёпнулась, как…»
Спрашивает историк МОУ «СОШ №2» города Шумерли Ладонина Наталья Владимировна: Что в романе было особенно интересным, необычным?
Спрашивает учитель начальных классов МОУ «СОШ №2» города Шумерли Макарова Галина Алексеевна. Кто из героев романа вам понравился особенно? Почему?
Спрашивает заместитель директора по ИКТ МОУ «СОШ №2» города Шумерли Лимонова Надежда Николаевна: Чему научило вас это произведение?
Поделись с нами. 1. Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? 2. Какие черты характера вы хотели бы приобрести после знакомства с героями романа? 3. Что бы вы порекомендовали тем, кто ещё не прочитал роман « Три Толстяка»?
Призыв критика. Один из литературных критиков И. Рахтанов призывал взрослых читателей: «Если вы никогда не читали роман, не слышали оперы, не видели балета, если вы не читали роман в детстве или давно, перечитайте его сегодня взрослыми глазами, и вы увидите, что это классика, вам покажется, будто он существовал всегда, вечно, не мог не существовать».
Наше творчество