ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАДОУ ДС №464 МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Быкова Людмила Анатольевна, 1 кв. категория
Актуальность Федеральный закон « Об образовании в РФ» ( формирование общей культуры) ФГОС ДО: Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» Задачи: Формирование элементарных представлений о видах искусств, о музыке, и реализация самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста; Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства ( словесного, музыкального, изобразительного, мира природы)
Жанры изобразительного искусства: Портрет Пейзаж Натюрморт Бытовой Мифологический Виды изобразительного искусства: Живопись Графика Скульптура Архитектура Декоративно – прикладное искусство Жанры музыкального искусства: Песня Танец Марш Виды музыкальной деятельности: Слушание ( восприятие) Пение Музыкально – ритмическая деятельность Игра на детских музыкальных инструментах Игра - драматизация
раздел « Музыка» Тема: Раздел: « Музыка» Тема: « Современные подходы к организации слушания музыки» Задачи в области музыкального восприятия – слушания – интерпретации: обогащение слухового опыта детей при их знакомстве с основными жанрами , стилями, и направлениями в музыке; накопление представлений о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов; обучение детей элементарному анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности; развитие умений творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.
Роль слушания музыки в целостном развитии дошкольника . Аспекты развития: - эмоциональной сферы; - социализации; - мышление, память, Внимание, воображение, интерес к окружающему миру; собственно восприятие ; - исполнительские умения и творчество в художественных видах детской деятельности : речевой, игровой, изобразительной. Основные требования в отборе музыки являются художественность и доступность. Художественность ( образцы как музыкальной классики, так и современность ( гармония образа, средств выразительности, многомерность, яркость )
Принципы учёта отбора репертуара: Принцип учёта музыкальных интересов детей. (дифференцированный подход – предложение разным детям разной музыки) Принцип учёта деятельностной природы ребёнка. (музыка позволяет дошкольнику выразить доступными средствами результаты собственного восприятия – в рисунке, в слове, в игре, природную активность ребёнка в движениях) Принцип учёта эмоционального опыта ребёнка. (музыка может стать источником личностного обогащения) Принцип учёта индивидуальных особенностей восприятия музыки. (воображаемый зрительный ряд, история создания произведения и биография композитора, выражение в слове) Принцип разнообразия задач, решаемых в процессе восприятия музыки. (палитра музыкальных произведений безгранична) Репертуар для обогащения эмоционального опыта ребёнка. ( познаёт мир человеческих отношений и способы выражения эмоций) Репертуар для решения задач психического развития ребёнка. ( яркие музыкально – художественные образы стимулируют фантазию, рождают необычные интерпретации, ассоциации) Репертуар для развития музыкального восприятия, музыкальной образованности, музыкального кругозора.(классические и современные; программные и непрограммные; разнообразные по стилям и жанрам )
Принципы организации слушания музыки Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества. ( взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя, сотрудничество с семьёй ребёнка и специалистами детского сада) Принцип целенаправленности. ( задачи разнообразны при слушания музыки с учётом целевой ориентации в отборе музыкального произведения) Принцип учёта и развития субъективных качеств и свойств ребёнка. (учёт интересов воспитанника и направленность его на конкретный вид музыкальной деятельности ) Принцип субъект – субъектного взаимодействия. (обмен взаимными оценками и суждениями между взрослыми и детьми по музыкальному произведению, ребёнок вносит предложения по репертуару) Принцип систематичности и последовательности в организации слушания музыки. ( постепенное усложнение музыкального содержания и приёмов работы с детьми) Принцип продуктивности в восприятии музыкальных произведений. (процесс слушания музыки имеет и творческий продукт – рисунок, танец, игра, слово и даже импровизация на детских муз. инструментах) Принцип синкретичности. (объединение разнообразных методов активации восприятия музыки, синтез различных способов художественно – творческой деятельности дошкольников в результате слушания музыки)
Этапы слушания музыки и практические рекомендации Этапы слушания музыки Практическиерекомендации 1.Привлечение внимания детей к музыке, их настрой на восприятие. Первичное слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него Встречас музыкой интересное событие для ребёнка. Для этого используйте стихи. Загадки, проблемные ситуации, игры -экспериментирования со звуками, повествовательные рассказы без окончания( окончанием станет муз. произведение) 2.Повторное слушание и последующий анализ, разбор впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности Второй этап – время вопросов. Начните с анализа тех впечатлений, которые получил ребёнок.Задайте вопрос охарактере образа, муз. содержания, повествовании и сюжете.
Этапы слушания музыки и практические рекомендации 3.Закреплениепредставлений о прослушанном в музыкальном опыте ребёнка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нём, желание послушать его ещё раз На этом этапе целесообразно использовать мнемотехнические приёмы, дидактические игры, задать детям вопросы. Слушание музыки может стать частью проектной деятельности детей, например, предложить им создать « Волшебную книгу музыки» или « Мой любимый композитор».Практика показывает, что при самостоятельнойдеятельности у детей возрастает интерес к музыке 4. Создание условий для выражения ребёнком результатов музыкального восприятия в деятельности – игровой, художественной, двигательной, речевой Слушание музыки требует организации. Предложите детям составить коллективный рассказ о том, что произошло в музыке,или нарисовать музыкальный образ – в любой технике, индивидуально или всем вместе. Возможно создание двигательных импровизаций под музыку. Сочинённые детьми сюжеты могут стать интересной игрой
Данный алгоритм может дополняться подэтапами , новыми этапами, не нарушающими общий ход музыкального восприятия . Каждый этап должен оснащаться новыми педагогическими приёмами, отличаться разнообразием этих приёмов опять же с учётам музыкального опыта ребёнка и его индивидуальных особенностей.
Методы переинтонирования в организации слушания музыки Это методы и приёмы художественно – изобразительной , литературной и пластической интерпретации музыкального образа. К методам и приёмам художественно – изобразительной интерпретации отнесены: рисование, абстрактное рисование, составление цветовой гаммы, цветовое моделирование в развитии музыки, метод создания художественно – смыслового символа музыки, метод создания художественно – музыкальной коллекции.
Метод рисования Реализация данного метода связана с « перенесением» конкретных зрительных образов, вызванных музыкой, на бумагу.
Метод абстрактного рисования. Отражает общие эмоциональные представления в процессе слушания, при помощи определённого сочетания цветов, соответствующих интонационному строю, фактуре, тембрам произведения, и линий звуковедения и общий характер.
Метод составления цветовой гаммы. В основе этого метода психологическое явление (синестезия) .Звучание музыки способно вызывать у человека ассоциации с цветом, так как и музыка и цвет выражают определённые чувства и эмоции. Метод может осуществляться как посредством рисования , так и при помощи выбора из имеющихся карточек.
Метод цветового моделирования развития музыки. Направлен на изображение музыкального образа в развитии, отражающая изменения интонаций, фактуры, звуковедения, динамики, темпа, кульминаций ,смену частей.
оркестр
Методы пластической интерпретации музыкального образа В педагогике искусства существует ряд методов пластического интонирования : метод импровизации, метод свободного дирижирования (Д,Б,Кабалевский), методы идентификации с образом и одушевления (Л,П, Маслова)
МЕТОД ПЛАСТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ МУЗ. ОБРАЗА
Метод пластической интеграции музыкального образа
Метод создания художественно – музыкальной коллекции. данный метод использует готовые произведения профессиональных художников, близкие по музыкальным темам.
Спасибо за внимание!