«ДОМ РАДОСТИ» - МЕЧТА ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ 900igr.net
В ДОШКОЛЬНОЙ ОБЛАСТИ педагогическая технология "Детский сад - Дом радости" - первая попытка ориентации воспитателей на творческую работу по авторскому проекту "организации всей жизни и деятельности дошкольников в целом" (А.В.Запорожец), то есть проекту воспитания, понимаемого как целостный педагогический процесс обогащения всестороннего развития каждого ребенка как неповторимой индивидуальности в коллективе сверстников от 3 до 7 лет. Роза Алексеевна Курбатова в 90-е годы сказала, а сейчас подтвердила свои слова: «Наталья Михайловна, Вы реализовали нашу с Александром Владимировичем Запорожцем мечту.
«Специфика научного статуса педагогики как науки… состоит в том, что она представляет собой область деятельности, в которой совмещаются, во-первых, функция исследования реально протекающего процесса обучения и воспитания, во-вторых, функция создания (проектирования) систем обучения и воспитания» [В.В. Краевский].
Важно понять, что дошкольный специалист, погружаясь через книги-технологии в мир науки и передового опыта, открывает созданную за данное столетие отечественную научно-методическую систему дошкольного воспитания, т.е. ту "вершину", идеал, образец, к которым может стремиться, если захочет, чтобы и его воспитанники достигали тех уровней развития, на которые ориентируют открытия современных отечественных и зарубежных ученых.
Значит, технология в форме маршрутных листов и сценариев подневной организации всей жизни и деятельности ребёнка в целом, таким образом позволяет сохранить лучшие традиции российской системы общественного воспитания дошкольников, сложившиеся в двадцатом столетии в практике работы дошкольных учреждений на основе фундаментальных исследований, проведенных в разных научных школах страны (Е.И.Тихеевой, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, B.C. Мерлина, А.П.Усовой, Д.В. Менджерицкой, В.С. Мерлина, А А. Люблинской, A.M. Леушиной, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова, ЛА. Венгера, П.Г. Саморуковой, В Л. Логиновой и других).
МЕТОДОЛОГИ «ДОМА РАДОСТИ»
Лучшие образцы отечественной педагогической практики, духовность, интеллигентность сохранила и развивала педагог-новатор, соавтор многих научных открытий ученых Петербурга, соавтор сценариев Технологии Валентина Тарасовна Иванова
Почему внедрение Программы (парциальной или комплексной) через авторскую технологию позволяет принципиально изменить профессиональные возможности воспитателя? Изучая эти книги, каждый воспитатель, во-первых, в ситуации выбора педагогических новаций авторская технология, дополненная инноватикой (наукой о закономерностях внедрения технологии в практику) разрешает проблему адаптации и успешного внедрения в практику работы педагогических коллективов достижений науки и передового опыта.
Во-вторых, создание продуктивно работающего коллектива единомышленников возможно только при условии овладения каждым специалистом интеллектуальной культурой профессиональной деятельности. Инновационное внедрение технологии дает возможность практическому специалисту овладеть методологией мыследеятельности, рефлексивной деятельностью как основой саморазвития специалиста как индивидуальности.
В-третьих, значение работы на основе технологии приводит к осознанности своеобразия формируемого воспитателем собственного неповторимого профессионального стиля деятельности. Своеобразие педагогического стиля во многом определяет эмоциональное благополучие ребенка в группе и уровень его развития и саморазвития. Именно творческий стиль педагога, работающего на основе технологии, направлен на понимание каждого воспитанника как уникальной индивидуальности, и потому содействует успешному разностороннему его развитию, проявлению каждым из них одаренности.
Авторский, научно обоснованный проект с заранее заданными показателями эффективности (мониторингом) высвобождает его время от этой трудоемкой и весьма ответственной работы по сбору, обобщению, интеграции, установлению межпредметных связей и т.п., и позволяет освободившиеся физическую, духовную энергию, интеллект практического работника направить на изучение себя и своих воспитанников как неповторимых индивидуальностей, на осмысление структуры и организацию собственной деятельности по внедрению технологии в свою работу, на изменение и обогащение развивающей среды, на самообразование и т.п.
Благодаря сценарной разработке, впервые для практиков соединились в одно единое целое программа воспитания и мониторинг развития каждого воспитанника как индивидуальности. В соответствии с «Лесенкой успеха» каждая ступенька определяются нами и как ФОРМА взаимодействия педагога с ребёнком, и как МОНИТОРИНГ восхождения каждым из детей до уровня самостоятельности.
Деятельность как система для педагога и для его воспитанника наглядно представляется уже в младшей группе в модели, которую изображают пальцы руки.
Технология даёт воспитателю возможность на наглядном уровне в процессе чтения текстов осмыслить научно-методическую систему воспитания через конкретные формы работы с детьми применительно как ко всей группе воспитанников, так и осуществлять поиск путей либо коррекции освоения программы с тем ребенком, который имеет отставание в развитии, либо содействия обогащению развития тех, кто опережает темп развития основной группы, проявляя одарённость.
Почасовая разработка сценария построена с учетом общего биологического закона ритма, который заключается в колебательном характере всех функций человека (Б.С. Алякринский), а также подчинения организма закону "биологических часов" подъема и спада физиологических функций, продиктованных Космосом (Л.Я. Глыбин).
Сценарная разработка на основе хроноструктуры целостного педагогического процесса позволяет каждому участнику в "Доме радости" жить в течение дня ритмично. Хотя, конечно, в любой день и в любое время может быть и "хаос", например, день рождения ребенка, разрушающий авторский сценарий данного дня, но не систему. Время, организованное и содержательно насыщенное разнообразными, плодотворными и результативными видами индивидуальной, подгрупповой, фронтальной форм деятельности, дополненное минутками "тишины" и "шалости", воспринимается детьми и их родителями как событийное, свободное, радостное. В технологии придается смысл каждому компоненту целостного педпроцесса, а также организуется взаимосодействие их друг другу каждый день, каждый час, в каждой возрастной группе.
Наше исследование открыло ещё одну важную закономерность. Оказалось, что интерес к технологии проявляют только те педагогические коллективы, которые сами в течение многих лет пытались создавать подобное, так как либо их руководители, либо часть воспитателей овладели или стремились овладеть интеллектуальной культурой.
"Интеллектуальная культура" - это умение специалиста любого профиля труда выполнять рефлексивную деятельность, умение осознавать себя как индивидуальность, совершать самоанализ, самопроверку результатов производственной деятельности. (В.В. Турченко). Именно умение рефлексировать служит непрекращающейся подпиткой потребности человека учиться, учиться и ещё раз учиться.
Главное назначение инноватики в том, что каждый, может на её основе обрести, внедряя технологию, свой неповторимый стиль профессионального творчества. Инноватика раскрывается нами для воспитателей особым языком - языком метафоры. Метафора даёт самый короткий путь между ученым и практиком при объяснении законов педагогического творчества. То есть подтверждается положение о том, что умение воспринимать новое требует подготовки восприятия сформированным ранее представлением, которое и опосредует процесс (А.Л. Леонтьев, Ю.М. Лотман и др.).
ИТАК, роль технологии не в том, чтобы побуждать воспитателя к копированию или созданию аналогов проектов, а как раз наоборот, приостановить для подавляющего большинства практиков это неперспективное, неэффективное направление творчества.
Динамика роста профессионализма
Нулевой уровень профессионализма (выпускники педколледжей и педуниверситетов, т.к. соответствуют поговорке «учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь»). Первая ступенька – репродуктивный уровень, если работает на основе авторской технологии или на основе образца опытного педагога. Вторая ступенька – эвристический уровень – возникает уже в первый год работы как случайная импровизация решения проблемы, но важно, чтобы этот опыт запомнился, и если положительный, то был целенаправленно применен как поиск индивидуального стиля в исполнении репродуктивного уровня. Третья ступенька – креативный уровень (отказ от технологии учителя), поиск своего варианта на уровне парциального материала, или своей программы, технологии. Четвёртая ступенька – виртуальный или духовный уровень (изменение своей внутренней позиции, открытие нового смысла жизни, поиск нового учителя). Как правило, именно с этого уровня и начинают учиться слушатели «Дома радости». Сначала меняют взгляд на себя и профессию и с удовольствием вовлекаются в репродуктивный уровень овладения компетентностью, профессиональным мастерством. На четвёртом, первом и втором уровне 90% работают педагоги всю жизнь. Они становятся сначала «артистами» - исполнителями авторской технологии, потом «заслуженными» – почётными работниками, потом «народными артистами»– заслуженными учителями. Кто-то переходит на работу методистами и заведующими.
Область её интересов - это закономерности, открываемые каждым специалистом в своей деятельности посредством рефлексии, для того, чтобы преодолеть сложившийся ранее опыт и подчинить свою деятельность с точки зрения организации, структуры внедренческой деятельности и создания материально-дидактической развивающей среды, необходимой для достижения эффективности, ожидаемой технологами (научная школа И.С. Ладенко). Вот почему знания из этой науки, наряду с теми, которые объясняют воспитателю законы работы с детьми на основе технологии, определяют программу и методику обучения на авторских курсах, проводимых автором в разных городах России.
Широкая география в России внедрения трёх проектов в их взаимосвязи свидетельствует о том, мечта наших методологов становится реальностью.
Итак, необходимость обеспечения целостности и качества воспитательно -образовательного процесса в детском саду выдвинула на передний план проблему усиления опережающей функции педагогической науки, которая может быть реализована только посредством методологического подхода к разработке инновационных процессов в дошкольном образовании.
Научно-методическая Система воспитания дошкольников «Детский сад – Дом радости». НМС состоит из трех иерархически связанных проектов: Программа «Детский сад –Дом радости» Технология – «Дом радости» Инноватика«Лесенка успеха».