Человек без пищи может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, а без чего человек не может прожить и несколько минут? Почему?
Дыхательная система.Тема урока: Значение дыхания.Строение и функции воздухоносных путей. Задачи:Познакомиться с сущностью процесса дыхания.Понять значение дыхания в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека.Сформировать знания о строении воздухоносных путей в связи с выполняемыми функциями.
Дыхание – одна из важнейших функций живого организма.Дыхание — совокупность физиологических процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода и выделение во внешнюю среду углекислого газа (внешнее дыхание), а также использование кислорода клетками для окисления органических веществ с освобождением энергии, расходуемой в процессе жизнедеятельности (клеточное, или тканевое, дыхание).
Значение дыхания:обеспечение организма О2образование и удаление из организма СО2окисление органических соединений с высвобождением энергииудаление некоторых конечных продуктов обмена веществ: Н2О, NH3, H2S и др.
Этапы дыхания:Внешнее дыхание заключается в ритмичном поступлении воздуха в легкие при вдохе и удалении его из легких при выдохе. Транспорт газов (кислорода и углекислого газа) кровью. Тканевое (клеточное) дыхание, происходящее в клетках: использование кислорода в митохондриях клеток на процессы биологического окисления и образование углекислого газа.
Внешнее дыханиеОрганы, осуществляющие внешнее дыхание, составляют систему органов дыхания. В эту систему входят следующие органы: верхние дыхательные пути: носовая полость носоглотка ротоглотка гортань нижние дыхательные пути: трахея бронхи легкие, в которых непосредственно происходит газообмен с кровью.
Дыхательная система человека:1 — носовая полость;2 — ротовая полость;3 — гортань;4 — трахея;5 — левый главный бронх;6 — левое легкое;7 — правое легкое;8 — сегментарные бронхи;9 — правые легочные артерии;10 — правые легочные вены;11 — правый главный бронх;12 — глотка;13 — носоглоточный ход.
Строение и функции дыхательных путей.Носовая полость, в которую воздух поступает через ноздри, разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой из них имеется по три носовых хода. В нижний открывается носослезный канал. В задней части носовая полость через два внутренних отверстия (хоаны) сообщается с носоглоткой.Функциями носовой полости являются:Обогрев и увлажнение вдыхаемого воздуха за счет интенсивного кровоснабжения и секреции слизистой оболочки носовых ходов;Очищение его от пыли и микроорганизмов благодаря наличию мерцательного эпителия, выстилающего носовую полость.В слизистом эпителии расположены рецепторы обонятельного анализатора, воспринимающие различные запахи.
Глотка расположена позади носовой и ротовой полостей и гортани, впереди от основной части затылочной кости и верхних шести шейных позвонков.Она может быть разделена на три части: носоглотка, ротовая часть и нижний отдел глотки.В носоглотке вырабатывается большая часть слизи, туда выходят евстахиевы (слуховые) трубы и каналы из придаточных пазух носа (гайморовы пазухи).
Задание 1.Расставьте по порядку:ЛёгкиеГортаньБронхиНосовая полостьРотоглоткаТрахеяПравильную последовательность запишите на листочке.Задание 2.Что НЕ относится к воздухоносным путям?НосоглоткаГортаньРотоглоткаЛёгкиеГортаноглоткаНосовая полостьЗапишите ответ на листочек.
Задание 3.Верно ли утверждение?Кислород должен поступать в организм постоянно.Органы дыхания состоят из носовой полости и лёгких.Внутри носовая полость разделена на 2 половины.В носовой полости воздух согревается, увлажняется, очищается.Из носовой полости воздух попадает непосредственно в трахею.Основной орган дыхания - лёгкие.Номера верных утверждений запишите на листочке.
Дыхательная система.Тема урока: Значение дыхания.Строение и функции воздухоносных путей. Задачи:Познакомиться с сущностью процесса дыхания.Понять значение дыхания в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека.Сформировать знания о строении воздухоносных путей в связи с выполняемыми функциями.
Домашнее задание:Изучить материал в учебнике (параграф 24) и конспект в тетради;Ответить на вопросы в учебнике.Проделать опыт «Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе»Подготовить сообщение по теме:«Требования к воздуху, которым дышит человек»
Нам в этом мире многое дано, Расти, искать и ошибаться, Но, главное дано дышать! Любить, найти и не сдаваться!Спасибо за урок! До новых встреч!