Органы дыхания и газообмен. 7класс. МОУ Еринская СОШ Учитель высшей категории Левая О.В.
Цели и задачи урока: Цели урока: Образовательные: изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями; раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ; выяснить механизмы голосообразования; Развивающие: развить умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, находить закономерные связи между строением и функциями, развивать эмоции учащихся и познавательный интерес; Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих; развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету, воспитывать чувство взаимовыручки .
Растения, грибы и примитивные животные дышат всей поверхностью тела
По дыханию все живое делится на две группы
Первые органы дыхания появляются у многощетинковых кольчатых червей –нереиды и пескожила- жабры на особых выростах тела-параподиях.
Функции дыхательной системы Снабжение организма кислородом Удаление углекислого газа Обеспечение организма энергией
«Пока живу, надеюсь…» Овидий Дыхание - это процесс, сопровождающийся поглощением кислорода и выделением углекислого газа. Дыхательная система выполняет важнейшую функцию - газообмен, без которого невозможна жизнь, ибо превращение энергии в организме происходит в результате окислительного распада питательных веществ с участием кислорода .
В зависимости от среды обитания
Основной орган дыхания в водной среде- жабры. Они могут быть Перистые( у кольчатых червей)
б) Пластинчатые перистые жабры.У двустворчатых моллюсков имеют вид бахромы, свисающей по краям мантии.
У ланцетника – жаберные щели
Ракообразные. Органами дыхания ракообразных тоже являются жабры. Они находятся под головогрудным щитом и представляют собой тонкостенные выросты кожных покровов. Известно, что рак может жить несколько дней без воды, эта особенность обусловлена тем, что отверстия жаберных полостей могут наглухо замыкаться. За счет остатков воды, сохраняющихся в жабрах, и поддерживается дыхание.
Рыбы Наиболее сложно устроены жабры у рыб. Они состоят из жаберных дуг с жаберными лепестками, пронизанными мельчайшими кровеносными сосудами. Вода, проглатываемая животными, попадает в ротовую полость, проходит через жаберные лепестки, омывает их и снабжает кровь кислородом.
В наземной среде обитания появляются иные органы дыхания Легочные мешки – имеют брюхоногие моллюски
Трахеи(у насекомых и паукообразных) Насекомые
Паукообразные
Дыхательная система земноводных Земноводные дышат: 51%- всей поверхностью тела 49%- легкие
Пресмыкающиеся Дышат 100% легкими
Птицы Двойное дыхание Дыхательная система состоит из воздухоносных путей, легких и воздушных мешков ,при вдохе воздух через легкие проходит в воздушные мешки, а при выдохе- выходит из легких, а из воздушных мешков снова попадает в легкие. Двойное дыхание не только обеспечивает организм птицы кислородом, но и спасает его от перегрева
Дыхательная система млекопитающих Ноздри Носоглотка Гортань Трахеи Бронхи Легкие Структурная единица – альвеула. Вентиляцию легких обеспечивает диафрагма, отделяющая грудную полость от брюшной.
Эволюция дыхательной системы Эволюция органов дыхания у позвоночных шла по пути: 1)увеличения площади легочных перегородок 2) совершенствования транспортных систем, доставка кислорода клеткам 3) развития систем, обеспечивающих вентиляцию органов дыхания.
Заполните таблицу
Найдите ошибки в тексте Найдите ошибки в приведенном тексте, укажите номера предложений в которых они сделаны, напишите эти предложения правильно: 1.Впервые дыхательная система появляется у всех представителей типа Кольчатые черви. 2.Органы дыхания животных разнообразны и зависят от условий среды обитания. 3.Все животные, живущие в воде, дышат при помощи жабр. 4.Органы дыхания наземных животных различны- трахеи, легкие. 5.Дыхательная система млекопитающих состоит из воздухоносных путей, воздушных мешков, легких.
Домашнее задание №39, вопросы в конце параграфа
Литература 1. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров; Редкол.: А.А. Баев, Г.Г. Винберг, Г.А.Заварзин и др. – М.: Сов. Энциклопедия, 1986. – 831 с. 2. Дольник В.Р. Биология: беспозвоночные животные: пособие для учащихся/В.Р.Дольник, М.А. Козлов. – М.: Просвещение, 2005г. – 160с. 3. Наумов Н.П., Карташев Н.Н. Зоология позвоночных. – Ч.1. – Низшие хордовые, бесчелюстные, рыбы, земноводные: Учебник для биолог. Спец. Ун-тов. – М.:Высш. Школа, 1979. – 333 с. 4.В.В.Латюшин,В.А. Шапкин «Биология. Животные. 7 класс» Издательство «Дрофа».