Урок биологии10 классМОУ Сусанинская средняя школа, учитель биологии Карпушева А.Э.
Проверка домашнего задания:дайте ответ на предложенный вопросЧем живое отличается от неживого?Какими свойствами обладают живые организмы? Что является основой строения любого организма ? Наука, изучающая клетку?Какими особенностями строения и жизнедеятельности обладает клетка?Какая структура является носителем наследственной информации в клетках живых организмов?
Согласно статистическим данным на 1 июня 2011 года из 6,8 млрд. человек, живущих на Земле примерно 34 млн. заражены ВИЧ. В Китае, например, около 86 тыс. чел больны СПИДом, а к концу года могут быть заражены ВИЧ около 700 тыс. чел. Фредди Меркьюри солист группы Queen Умер 24 ноября 1991 года, от бронхиальной пневмонии, развившейся на фоне СПИДа.
Тема урока: Вирусы – неклеточная форма жизни
Проблемный вопрос.Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?Цель: узнать состав, строение и особенности жизнедеятельности вирусов
История изучения вирусовВ 1852 году русский ботаник Дмитрий Иосифович Ивановский получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью.
История изучения вирусов В 1898 году голландец Мартин Бейеринк ввел термин «вирус», чтобы обозначить инфекционную природу определенных профильтрованных растительных жидкостей
Вирусология – наука о вирусах
Работа в группахПервая группа - «Вирусы – это плохие новости в хорошей упаковке из белка». Вторая группа - «Вирусы – самозваные диктаторы и двигатели эволюции». Третья группа - «Жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться несерьезно - опасно".
Понятие о вирусахВирус (от лат. virus — яд) — микроскопическая частица, способная инфицировать клетки живых организмов. Вирусы являются облигатными (обязательными) внутриклеточными паразитами — они не способны размножаться вне клетки.
Строение вирусаМельчайшие живые организмыРазмеры варьируют от 20 до 300нмВ среднем в 50 раз меньше бактерийНельзя увидеть с помощью светового микроскопаПроходят через фильтры, не пропускающие бактерийНуклеиновая Кислота (ДНКРНК)Белковая оболочка - капсид
Состав вирусовХимические вещества.ДНКРНКБелкиУглеводыЛипиды
Этапы жизненного цикла вирусаПрикрепление вируса к клетке –хозяина.2.Проникновение вируса в клетку – инфицирование.3. Настраивает метаболический аппарат хозяина на воспроизведение вириона. 4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида.5. Выход множества вирусов из клетки.6. При этом клетка либо погибает, либо остается жива.
Многообразие вирусовБолезни растений: Мозаичная болезнь табака, огурцов, томатовКарликовостьСкручивание листьевЖелтухаСкручивание листьевВирус табачной мозаики
Многообразие вирусовВирусная болезнь плотоядных животных (болезнь Карре)Чума плотоядных животных
Многообразие вирусовВирус папилломы человека
Строение вируса иммунодефицита человека.
Способы передачи вирусов Капельная инфекция ПереносчикКонтагиозная передача (при непосредственном физическом контакте).
Многообразие вирусов Бактериофаги – вирусы поражающие бактерииБиологический способ борьбы с бактериями вызывающими заболевания живых организмов
Значение вирусов Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растенийИспользование в генетике и в селекции для получения вакцин против вирусных заболеваний, уничтожение вредных для сельского хозяйства насекомых, растений, животных.
Вирусы - это неклеточная форма жизни, способная проникать в живую клетку и размножаться внутри её.
Проблемный вопрос.Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?Мельчайшие живые организмыУстроены очень простоНе имеют клеточного строенияХимический состав представлен только органическими веществами, а такие важные неорганические компоненты, как вода и минеральные соли, отсутствуют.Вирусы не вырабатывают энергии, не потребляют пищу Вирусы не растут и не имеют обмена вещеествСпособны жить и воспроизводиться, паразитируя внутри других клетокНаходятся на границе живого и неживогоКаждый тип вируса распознает и инфицирует лишь определенные типы клетокЛегко приспосабливаются к новым условиямМутируютБольшинство вызывает болезниМогут долгое время находиться в скрытой форме
? Наука, изучающая вирусы называется -
? Синтез вирусного белка осуществляется
Домашнее задание Параграф 20, ответить на вопросы после параграфаТворческое задание: написать памятки учащимся о профилактике различных видах вирусных заболеваний.Провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?
И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками: - Сегодня я узнал …Я удивился …Теперь я умею …Я хотел бы …
Любая форма жизни является уникальной, требует к себе уважения, независимо от ее ценности для человека. «Всемирная хартия о природе», принята Генеральной Ассамблеей ООН (1982)
http://freddieforaday.odessastrings.com/ru/freddie-mercury-biographyhttp://musopedia.ru/author/Freddie+Mercury.htmlhttp://dnevniki.ykt.ru/%D0%9D%D0%B5%D1%84%D1%80%D0%98%D0%BC/464782http://yuricg.narod.ru/rock/queen.htmlhttp://www.xn--1-btbmlni5exc.xn--p1ai/blog/http://ab-vet.ru/bolezni?page=4