Тема урока Общая характеристика прокариот.Автор: Мишнина Лидия Александровна, учитель биологии СОШ №3Акбулакского района Оренбургской области
Человек заболел ангиной. Оказывается, в горле у больного поселились живые организмы, которые и стали причиной болезни
Целеполагание выявить особенности строения бактерий, научиться определять их формы и особенности объединения клеток;выяснить, как они размножаются, на какие группы делятся по отношению к кислороду, как питаются, какую роль играют в природе и жизни человека.
Цитология – наука, изучающая клетки живого организма. Микробиология – наука, изучающая особенности строения и жизнедеятельность микроорганизмов.Бактериология – наука, изучающая бактерии.
Царство ПрокариотыПодцарствоНастоящие бактерииПодцарствоАрхебактерииПодцарствоОксифотобактерии
Сенная палочка.
Строение бактериальной клетки РибосомыДНКЖгутикПлазматическая мембрана
Особенности функционирования и условия жизни сенной палочки
Типы питания бактерийГетеротрофные бактерииСапрофитыСимбионтыПаразитыАвтотрофные бактерииСпособны к фотосинтезуСпособны к хемосинтезу
Озвучьте видеофрагмент о размножении бактериальной клетки.
Найдите в учебнике описание данных рисунков и объясните роль спорообразования в жизни бактерий
Вывод.По типу питания бактерии делят на две группы: автотрофные и гетеротрофные. По отношению к кислороду - на аэробные и анаэробные. Большинство бактерий размножаются путем простого деления на две идентичные дочерние клетки. Некоторые бактерии в неблагоприятных условиях способны образовывать особые защитные формы — споры, покоящиеся клетки с отсутствием метаболической активности. Многие бактерии подвижны
Знаками «+» или «-» обозначить наличие или отсутствие органоидов.
Составьте сравнительную характеристику клеток бактерий и растений. Сходство: наличие жесткой клеточной стенки, автотрофы;Различие: состав клеточной стенки (муреин), ДНК –кольцевая структура, органеллы немембранного строения, гетеротрофы, мелкие, неподвижность цитоплазмы.
Диагностика уровня знаний.1. Прокариотическая клетка в отличие от эукариотической не содержит1) включения2) цитоплазматическую мембрану3) рибосомы4) лизосомы 2. Клетки бактерий, как и клетки растений, содержат1) цитоплазматическую мембрану и митохондрии2) цитоскелет и клеточную стенку3) рибосомы и ЭПС4) рибосомы и клеточную стенку
3.Все прокариотические и эукариотические клетки имеют:1) митохондрии и ядро2) вакуоли и ап.Гольджи3) ядерную мембрану и рибосомы4) плазматическую мембрану и цитоплазму4.Какой организм относится к прокариотам?1) хлорелла2) кишечная палочка3) дизентерийная амеба4) аденовирус
5.Выберите правильные утверждения1.Стенка бактериальной клетки состоит из хитина2.Ядерная оболочка у бактерий отсутствует3. Рибосомы прокариот значительно меньше, чем у эукариот 4.В неблагоприятных условиях бактерии образуют споры.5.Клетки делятся путем митоза
Оценка приращения знаний и умений
Список использованных источников1.Биология. Многообразие живых организмов» учебник 7 класс. авт. Захаров В.Б., Сонин Н.И.-М.:Дрофа, 2010 2. Наплекова Н.Н. Микробные препараты. http://www.argo-shop.com.ua/catalog_total.php?tovar_id=425 3. Изображение «Ребенок заболел ангиной»http://www.kazved.ru/Thumbnail.aspx?w=670&img=/uploadimg/554571_130950_step-48ce1daf6287ab6252221b3a66ea8654.jpg4.Изображение «Архебактерии» http://my-edu.ru/edu_bio/51_1_4_1.html5.Изображение «Оксифотобактерии» http://www.megabook.ru/DescriptionImage.asp?MID=447754&AID=6135136.Изображение «Настоящие бактерии» http://razvitie05.ru/prokarioti/bakterii.php 7.Изображение «Сенная палочка»http://commons.wikimedia.org/w/index.php?title=File:EscherichiaColi_NIAID.jpg&filetimestamp=20050410214037&uselang=ru8.Изображение «Бактериальная клетка» http://900igr.net/kartinki/biologija/Klassifikatsija-zhivykh-organizmov/019-Nadtsarstvo-Prokarioty.htm
9lИнтерактив. «Формы бактериальных клеток» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000339-1000-4ddd-ccea-070046bb2fd1/view/10.Изображение «Патогенные бактерии» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000033d-1000-4ddd-29ef-150046bb2fd1/view/11.Анимация. Размножение бактерийhttp://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000337-1000-4ddd-3b5e-010046bb2fd1/view/ 12.Анимация. «Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям»http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000338-1000-4ddd-4de3-040046bb2fd1/view/13.Изображение «Растительная клетка» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000001f9-1000-4ddd-aabb-140046b3269f/view/14.Интерактив. Биологические карты "Бактерии» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000343-1000-4ddd-d6eb-2a0046bb2fd1/view/