Презентация урока Дыхание растений Выполнила: Задворова Л. А. – учитель биологии школы № 13 900igr.net
Тема урока: Дыхание растений
Аннотация Данный урок проводится в системе уроков главы «Жизнь растений»; ведущей идеей урока является развитие критического мышления обучающихся через чтение и письмо; используются приёмы: таблица»ЗХУ», чтение текста с остановкой, синквейн; презентация предназначена для учителей биологии.
Цель урока Создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления.
Задачи Организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приемы «Знаю-Хочу узнать –Узнал» и чтение с остановками. Создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.
Основополагающий вопрос Почему дыхание является основой жизни?
Проблема Как дышит растение?
Ожидаемые результаты: В итоге выполнения опыта и работы с текстами обучающиеся выясняют: как дышит растение? зачем дышит растение?
Вопросы учебной темы Как дышит живой организм? Как дышите вы? Что вдыхают растения? Что выдыхают растения? С помощью чего дышит растение? Какое значение имеет дыхание для растений?
Участники Учащиеся 6 класса учитель
Средства Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. – М., 2005. Корчагина В. А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6-7 класса средней школы. – М., 1993. Дидактические материалы для организации самостоятельной работы. Таблицы «Стебель», «Строение листа»
Проблемы самостоятельных исследований Как дышит растение? Зачем растение дышит? Какой газ поглощается, какой выделяется? Почему гаснет лучинка? Почему мутнеет известковая вода?
Результаты представленных исследований Известковая вода помутнела. Зажженная лучинка погасла. Растение дышит через чечевички и устьица. Дыхание необходимо для окисления БЖУ с освобождением энергии для жизни
Этапы и сроки проведения проекта Один урок - 45 минут Этапы: 1. Стадия вызова - 10 мин. 2. Стадия осмысления - 30 мин. 3. Стадия размышления и рефлексии - 5 мин.
Состав учебно-методического обеспечения проекта Схема «Что я знаю о дыхании?» Таблица «ЗХУ» Инструкция по выполнению опыта Тексты «Особенности дыхания растений» Синквейн
Структура урока Дыхание Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Стадия вызова и целеполагания Сообщение темы урока «Дыхание растений» (запись на доске) Обсуждение схемы Составление схемы «Что я знаю о дыхании?»
Заполнение таблицы «ЗХУ», графа «Знаю» Заполнение таблицы «ЗХУ», графа «Знаю» Знаю Хочу знать Узнал Дыхание – это свойство всех Живых организмов При дыхании поглощается Кислород и выделяется углекислый газ
Фронтальная беседа о том, чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать. Заполнение графы «Хочу знать»
Заполнение графы «Хочу знать» Знаю Хочу узнать Узнал Дыхание – это свойство всех живых организмов Как дышат растения При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ Зачем нужен кислород
2. Стадия осмысления Демонстрация опыта, доказывающего, что растения при дыхании выделяют кислород. Инструкция для учащихся по выполнению работы (см. приложение) Выполнение опыта Обсуждение опыта Вопросы для обсуждения: Почему свеча гаснет?.... Высказывание мнений Обсуждение рисунка «Опыт, демонстрирующий необходимость воздуха для дыхания корней» (См. Средства. 1, с. 156). Вопросы для обсуждения: 1.Объясните, о чем говорит опыт?.... Высказывание мнений
Сравнение суждений учащихся с научной информацией - Чтение текста №1 - Заполнение графы «Узнал» в таблице ( для чего нужен кислород) - Вывод Приём «Чтение текста с остановкой» Обсуждение Вопрос для обсуждения: Какие вы можете сделать предположения об этих клетках? Чтение текстов №2,3 Высказывание мнений Работа с таблицей «ЗХУ» Заполнение графы «Узнал»
Самостоятел. работа с текстом № 4 Обсуждение Вопросы для обсуждения Для чего ставят известковую воду, каким свойством она обладает? Почему растения помещают в темноту? Чтение текста № 4; Ответы на вопросы. Самостоятел. работа с текстом № 5 Вывод Фронтальная проверка правильности выполнения задания Чтение текста № 5; Заполнение таблицы «Особенности процессов дыхания и фотосинтеза; Вывод. 3. Стадия размышления и рефлексии Синквейн Д/з: Изучение параграфа( см. Средства. 1, п. 35), зап. в тетр. Анализ записей Что нового вы узнали на этом уроке? Заполнение таблицы «ЗХУ», графы «Узнал»
Выводы по проекту: Дыхание – это одно из основных свойств живого организма. В результате дыхания образуется энергия, необходимая для жизни.
Синквейн Дыхание Необходимое, постоянное Происходит, обеспечивает, влияет Дыхание –свойство живых организмов Жизнь
Приложение
Виды деятельности учащихся Чтение текста с остановкой Работа с таблицей «ЗХУ» Обсуждение и выводы
Таблица ЗХУ. Знаю Хочу узнать Узнал Дыхание-это свойство всех живых организмов Как дышат растения? Растение дышит через чечевички и устьица При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ Зачем нужен кислород? Для окисления БЖУ с освобождением энергии для жизни
Схема «Что я знаю о дыхании?» Дыхание Дыхание Выделяется углекислый газ Дышат все организмы Поглощается кислород Дышат растения
Стадия размышления и рефлексии Анализ записей Таблица «ЗХУ» («Узнал») Синквейн
Инструкция по выполнению опыта 1. Возьмите три химических стакана Проросшие семена фасоли Смоченные корнеплоды моркови Веточки традесканции 2. Стаканы плотно закройте и поставьте в тёмное место. 3. Через день проверьте, изменился ли состав воздуха. Для этого в каждый стакан опустите зажженную лучинку.
Особенности процессов дыхания у растений Текст № 1 Кислород участвует в химических процессах расщепления сложных органических веществ, в результате которых выделяется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма, его роста, движения, питания, размножения и др. процессов.
Текст № 2 Вам известно, что стебель снаружи покрыт кожицей и пробкой. Кожица и пробка – это покровные ткани. Молодые (однолетние) стебли снаружи покрыты кожицей, которая затем замещается пробкой. Пробка – это мёртвый (иногда очень мощный) слой клеток, заполненных воздухом, под которым находятся живые клетки.
Текст № 3 Для осуществления газообмена у растений есть специальные приспособления и органы. Это чечевички и устьица. Чечевички – это рыхло расположенные клетки коры, через которые дышит стебель растения. Устьица находятся в кожице стебля и листа. Они состоят из двух замыкающих клеток, которые периодически открываются и закрываются, регулируя поступление воздуха в стебель и листья.
Текст № 4 Возьмём побег какого- либо растения, на котором не меньше 10-12 листьев. Поставим его в стакан с водой, установленный на тарелке, рядом с которой поставлен еще один стакан с прозрачной известковой водой. Затем всё это закроем стеклянным колпаком и поместим в тёмный шкаф.
Текст № 5 В темноте растения не могут выделять кислород, т. к. фотосинтез прекращается. В тёмном шкафу листья растений будут только дышать, значит - поглощать кислород и выделять углекислый газ. От углекислого газа, выделенного листьями, налитая в стакан известковая вода помутнеет. Дыхание листьев не прекращается и на свету, т. к. растения, как животные и человек, дышат круглые сутки – и на свету, и в темноте (см. рисунок 118 «Опыт, показывающий необходимость углекислого газа для образования органических веществ») (см. Средства,1, с. 151)
До встречи! г. Горно-Алтайск 2008