Из предложенных объектов выберите представителя класса насекомых. Свой выбор обоснуйте.
Тема урока: Типы развития и многообразие насекомых. Насекомые с полным превращением Цели урока: 1) раскрыть особенности развития насекомых, 2) развивать познавательную активность учащихся, их кругозор, экологическое мышление, 3) продолжить формирование умений работать с рисунками
Тип урока: урок изучения нового материала Методы: словесные, словесно-наглядные Оборудование: компьютер, проектор, таблица «Насекомые с полным превращением» План урока: 1. Орг. Момент (цели задачи, план урока); 2. Повторение пройденного материала 3. Изучение нового материала 4. Закрепление пройденного материала 5. Домашнее задание 6. Итог урока
Типы развития и многообразие насекомых У насекомых размножение осуществляется в основном обоеполым путем. Тли способны к развитию яиц без оплодотворения (партеногенезу). Размножение происходит в три этапа. I. Осеменение, то есть перенос спермы от самца к самке (у крылатых насекомых это сопровождается спариванием). II. Оплодотворение, то есть проникновение сперматозоида в яйцеклетку. III. Откладка яиц или отрождение личинок. Большинство насекомых откладывают яйца, но некоторые из них способны отрождать личинок.
Встретившись, самец и самка узнают друг друга при помощи усиков и выясняют, готовы ли они к спариванию
Самцы долгоносика-трубковерта борются за самку
Самец мухи-толкунчика несет самке подарок – еду в шелковом шарике
Развитие, при котором насекомое проходит три стадии (яйцо, личинка, взрослая особь), называют неполным превращением. Так развиваются клопы, цикадки, поденки, стрекозы, веснянки и другие насекомые.
Развитие, при котором насекомое проходит четыре стадии (яйцо, личинка, куколка, взрослая особь), называют полным превращением. Так развиваются жуки, бабочки, мухи, пчелы, осы и другие насекомые.
Яйцо насекомого — это клетка размером от 0,02 до 10 мм и более. Оно кроме цитоплазмы и ядра содержит желток, необходимый для питания и развития зародыша.
Личинки насекомых с полным превращением совсем непохожи на взрослых особей. У них отсутствуют сложные глаза, имеются простые глазки, тело червеобразное; нередко отсутствуют крылья.
Куколка – покоящаяся стадия развития насекомого.
Многообразие насекомых с полным превращением 1.Бабочки, или чешуекрылые. На крыльях находятся мелкие хитиновые чешуйки Ротовой аппарат сосущий (свернутый в спираль хоботок) Питаются нектаром цветков. При окукливании гусеницы некоторых бабочек выделяют шелковые нити (тутовый шелкопряд, дубовый шелкопряд)
Жуки, или жесткокрылые Имеют жесткие надкрылья, прикрывающих пару кожистых крыльев Ротовой аппарат грызущий. Есть хищники, растительноядные, падалееды
Двукрылые (мухи, комары, слепни) Имеют 1 пару крыльев, 2-я пара редуцирована и служит для стабилизации полета. Колюще-сосущий или лижущий ротовой аппарат
Перепончатокрылые (шмели, осы, пчелы, муравьи, пилильщики, наездники) Имеют по 2 пары перепончатых крыльев Пилильщики имеют зазубренный яйцеклад Наездники откладывают яйца в покровы гусениц. Личинки, вышедшие из яиц, поедают гусениц. Шмели, осы, пчелы, муравьи- общественные животные
Забота о потомстве
Выводы: Насекомые размножаются половым путем. У многих насекомых самки отличаются от самцов. Для насекомых характерны два типа развития: развитие с полным превращением и развитие с неполным превращением
Выберите правильные утверждения: А) у гусеницы бабочки –капустницы и ее взрослой формы – разные типы ротовых аппаратов; Б) личинки бабочки-капустницы окукливаются под землей; В) куколки активно питаются листьями капусты и превращаются во взрослую форму; Г) развитие с полным превращением происходит в следующей последовательности: яйцо—личинка – куколка – взрослое насекомое; Д) к насекомым, развивающимся с полным превращением, относятся кузнечики, саранча, стрекозы, клопы; Е) к насекомым, развивающимся с полным превращением, относятся мухи, комары, бабочки, жуки; Ж) личинки саранчи похожи на взрослую саранчу.