Биология 7 класс 5klass.net
Опорно-двигательная система животных (эволюция строения)
Цель урока: изучить эволюцию строения опорно-двигательной системы животных (систематизировав знания о строении ОДС животных разных систематических групп)
* Опора * Поддержание постоянной формы тела * Защита клеток, тканей, органов * Передвижение Основные функции опорно-двигательной системы
«Ступеньки» в изучении эволюции ОДС (от одной систематической группы животных к другой) *одноклеточные – многоклеточные *беспозвоночные – хордовые *бесчерепные – позвоночные *разные систематические группы позвоночных – рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие
Простейшие (амеба, эвглена, инфузория)
Кишечнополостные
Черви (Плоские, Круглые, Кольчатые)
Моллюски
Членистоногие (Ракообразные, Паукообразные, Насекомые)
Каковы достоинства и недостатки наружного скелета? Каковы преимущества внутреннего скелета?
Достоинства Наружного скелета *прочность *прикрепление мышц и обеспечение передвижения *освоение новых способов перемещения (прыжки, полет) и расселения Внутреннего скелета *растет вместе с животным *постоянно выполняет защитную функцию *не ограничивает размеры тела *увеличивает скорость перемещения тела за счет большей специализации отдельных мышц и их групп
Низшие хордовые (ланцетник)
Каковы типы соединения костей? последний абзац на стр. 194 учебника
Типы соединения костей * Неподвижное * Полуподвижное * Подвижное (суставы) Кости скелета позвоночных имеют специальные места для прикрепления мышц (прикрепляясь к двум костям скелета, соединенным через сустав, мышца приводит их в движение)
Строение свободных конечностей рычажного типа
Динамическая пауза (упражнения на разминку суставов)
Главные части скелета позвоночных животных *Осевой скелет – позвоночник *Скелет конечностей (скелет свободных конечностей и их поясов) * Скелет головы - череп
Каковы особенности строения позвонка? Почему появление позвонков в осевом скелете является важной прогрессивной чертой? рис. 147 на стр. 195 учебника
Строение позвонка Позвонки придают скелету прочность и гибкость, защищают спинной мозг
Задание группам: выявить особенности строения скелетов рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих (работа с учебником, ТПО и карточками – 3мин.; выступления – по 2мин.) Задание экспертам: подготовить выводы об основных направлениях эволюции скелетов позвоночных животных
Позвоночные (Рыбы)
Позвоночные(Земноводные)
Позвоночные(Пресмыкающиеся) Ящерица
Позвоночные (Птицы)
Особенности скелета птиц, связанные с полетом челюсти без зубов киль на грудине спинная кость и сложный крестец вилочка пряжка, строение кисти цевка длинная шея сросшиеся кости хвостового отдела Легкий череп, много полых костей
Позвоночные (Млекопитающие)
Основные направления эволюции скелета позвоночных дифференцировка позвоночника подвижное соединение шейных позвонков появление и развитие грудной клетки дифференцировка черепа на мозговой и лицевой отделы, развитие мозгового отдела появление и развитие парных передних и задних конечностей и их поясов – плечевого и тазового появление и развитие частных приспособлений в связи с полетом у птиц и т. п.
Домашнее задание § 37, ТПО, понаблюдать за способами передвижения своих домашних животных (аквариумных рыб и моллюсков, черепах, птиц, хомяков, кошек, собак… а, может быть, и тараканов, моли…), подготовить небольшой устный рассказ о способах их передвижения, о том, способны ли они менять способ передвижения при изменении условий, например, при прикосновении.
Биологические задачи
Биологическая задача: О чем свидетельствует разное положение конечностей относительно туловища у разных классов позвоночных?
Биологическая задача: Известно, что рыбы не могут поворачивать голову. Могут ли это делать лягушки и тритоны? Ответ поясните.
Биологическая задача: В скелете змей отсутствует грудная клетка. В связи с чем она была утрачена у этих животных?
Биологическая задача: Любой лишний груз был бы помехой при полете. Какие изменения в связи с этим произошли в опорной структуре птиц?
Биологическая задача: Шея у млекопитающих имеет разную длину: у собаки она короткая, у жирафа длинная. Чем определяются такие различия?
Проверка уровня усвоения учебного материала урока - выполнение письменного тестового задания по вариантам (2 минуты)
Ответы: (один правильный ответ – один балл) 1 2 3 4 5 1 вариант б а г б а 2 вариант г б а б в
Достигнута ли цель урока? Цель: изучить эволюцию строения опорно-двигательной системы животных (систематизировав знания о строении ОДС животных разных систематических групп)
Вопрос: О чем говорит сходный план строения скелетов разных позвоночных животных?
Вопрос: Что лежит в основе эволюционных изменений опорно-двигательной системы?