Разработка урока по биологии УМК «Сфера» Биология. Живой организм. 6 класс Аитова Фарида Толгатовна учитель биологии, географии МОУ СОШ №13 имени В.А. ДжанибековаЩелково, 2010г.
Тема: Строение клеток бактерий. Цель: Рассмотреть особенности строения бактериальной клетки, распространение и роль бактерий в природе.Задачи: дать представление о форме и размерах бактерий, о характерных признаках бактериальной клетки;выяснить, почему бактерии широко распространены в природе;установить взаимосвязь жизнедеятельности бактерий с их ролью в природе и в практической деятельности человека;обратить внимание на соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Основное содержание: Бактерии – древнейшие организмы на Земле.Формы и размеры бактерий.Особенности строения бактериальной клетки.Распространение и роль бактерий в природе.
Ресурсы. Основные: Учебник: «Строение клеток бактерий», с.20-21Электронное приложение: «Строение клеток бактерий» (6)Тетрадь – тренажер: с.21 №2.
Проверка знаний 1) Какие вещества входят в состав клеток всех живых организмов? 2) Какие вещества относят к неорганическим, а какие к органическим? 3) Каким опытом можно доказать наличие органических веществ, составляющих клетки растений? 2 ученика рассказывают о проделанной работе и объясняют причину наблюдаемого явления (Приложение №1, тетрадь – практикум, с.12). 4) Каким опытом можно выявить наличие минеральных веществ в клетках растений? 2 ученика рассказывают о проделанной работе и объясняют причину наблюдаемого явления (Приложение №2, тетрадь – практикум, с.13)5) Каковы общие черты строения всех клеток? 6) Чем клетки бактерий отличаются от клеток растений и животных?
Тетрадь - практикум
Изучение нового материала. Внимательно рассмотрите рисунки на развороте учебника на стр20-21. О чем вы узнаете на данном уроке? ( О самых древних и самых маленьких одноклеточных организмах. Почему Бактерии выделяют в отдельное царство. О значении бактерий в природе и жизни человека)
Бактерии –древнейшие организмы Появились на земле первыми(более 3,5 млрд.лет назад)Одноклеточные организмы, не имеющие ядра(прокариоты)Повсюдность распространенияПо способу питания –аэробы, анаэробы По способу питания- автотрофы, сапрофиты, паразиты.Высокая скорость размножения
Подцарство Архебактерии МетанобразующиеСеробактерии
Подцарство Оксифотобактерии Цианобактерии
Патогенные бактерии Туберкулезная палочкаСтафилококкиКишечная палочкаСтрептококкиХолерный вибрионМенингококк
Бактерии - симбионты
Закрепление знаний. Выполнить: 1. задание№2 в тетради – тренажере (с.21) «Заполните схему» 2. Проверочный тест (Электронное приложение)
Подведение итогов. (Биофокус) Обратитесь к учебнику, рубрике «Биофокус». Подумайте над и текстом и запишите в тетрадях вывод по теме урока.
Мои биологические исследования Задание: Установите значение кипячения молока.«Помощник»В два стакана налейте одинаковое количество сырого и кипяченного молока. Поставьте их рядом и проследите. в каком стакане скисание молока произойдет быстрее.Результат объясните