Водосбор, или аквилегия (Aquilegia), – многолетнее травянистое растение из семейства лютиковых (Ranunculaceae), широко распространенное в умеренных широтах Северного полушария. Род Водосбор включает более 60 видов, из которых примерно 20 встречается на территории России и сопредельных стран. Самый обычный у нас вид – водосбор обыкновенный (A. vulgaris), растение высотой 40–60 см, цветущее в мае–июне голубыми цветками, – можно встретить в старых парках, а также на полянах в лиственных лесах. Именно этот вид с середины XVII в. начали культивировать цветоводы. Со временем в культуре появилось и множество гибридных форм, общее название которых ныне – водосбор гибридный (A. hybrida). Поникающие колокольчатые цветки аквилегии выделяются благородством строения: чашечка имитирует венчик, пять лепестков свернуты в виде конуса, и каждый лепесток переходит в изогнутый удлиненный нектарный шпорец. Чашечка цветка может быть такого же цвета, как и лепестки, а может иметь и другую окраску. Также для водосбора характерны зелено-сизые тройчаторассеченные листья, образующие пышный куст. За эту ажурную листву, сохраняющую декоративность с весны до поздней осени, садоводы ценят водосбор не меньше, чем за его красивые, причудливой формы цветки. Растение ядовито из-за наличия в его тканях цианогенного гликозида и используется в гомеопатии. Научное название растения – Aquilegia – образовано от латинских слов aqua – вода и legere – собирать. В разных регионах водосбор называют голубки, орлик, сапожки, колокол, а у северных народов он известен как цветок эльфов.
Символика этого растения прежде всего связана с наличием шпорцев в его цветках. У древних греков и римлян шпорец ассоциировался с фаллосом, и потому водосбор считали растением богини Афродиты (у греков) или Венеры (у римлян). Кельтам же цветки напоминали ключ, открывающий дверь в потусторонний мир. В эпоху раннего христианства, после падения Римской империи, использование цветов в декоративных целях и в сюжетах живописи считалось грехом, поскольку они ассоциировались с порочным и развратным Римом. Это привело в упадок культуру цветов и садов. Только в VIII в., после похода Карла Великого в завоеванную арабами Испанию, где французский император увидел красивые мавританские сады, ассоциируемые с раем небесным на земле, в христианской Европе при замках и монастырях появились сады с лекарственными растениями, овощами, фруктами, цветами. Тогда же стала развиваться и христианская символика цветов. Специфическое строение цветка водосбора, напоминающее голубя в полете, связывали с этой птицей, олицетворяющей образ Святого Духа и непорочное зачатие Христа.
В средневековом искусстве на изображениях Богоматери с Христом водосбор нередко занимал важное место на переднем плане, символизируя присутствие Святого Духа. Цветки водосбора в ряде случаев использовались для символического обозначения чисел, имеющих отношение к религии: семь цветков интерпретировались как семь даров Святого Духа: мудрость (sapientia), разум (intellectus), совет (consilium), сила (fortitude), знание (scientia), почитание (pietas) и страх перед богом (timor), три цветка – как три христианских достоинства: вера, надежда и любовь или милосердие (fides, spes, caritas). Сами же по себе тройчаторассеченные листья растения символизировали Троицу. В Средние века водосбору приписывали способность уберечь от колдовских чар, защитить от козней дьявола, избавить от сварливого характера кого-либо из домочадцев. Остается добавить, что в настоящее время водосбор голубой (A. caеrulea) является символом штата Колорадо (США).
Василек синий (Centaurea cyanus) – однолетник из семейства астровых (Asteraceae), растение с прямостоячим стеблем высотой до 80 см и очередными, серо-зелеными, паутинно-шерстистыми листьями. Нижние листья черешковые, остальные сидячие. Соцветия – одиночные корзинки, в которых трубчатые цветки образуют единый «венчик». Цветет василек синий с июня до поздней осени. Плоды его – продолговатые гладкие и блестящие яйцевидные семянки с хохолками – созревают начиная с августа. Небольшие хохолки из белых волосков на верхушке – орган передвижения семянок по поверхности грунта. Намокая, хохолок сокращается, а высыхая, удлиняется. Волоски хохолка снабжены направленными в одну сторону зубчиками, которыми они цепляются за неровности почвы. При последовательном сокращении и удлинении волосков хохолка семянка василька постепенно «ползет» по земле. В городах, начиная со второй половины лета, у продавцов цветов часто можно встретить букетики синих васильков – их охотно покупают те, кого привлекает неброская красота цветков этого растения. Синий василек содержит много биологически активных веществ, включая гликозиды, антоцианы (цианин и пеларгонин), танины. Все части растения использовались в народной медицине как средства при лихорадке, для очистки крови, в качестве вяжущего, мочегонного, слабительного, для лечения глаз. Применялся он и как краситель.
Родина василька – Западная Азия, а современное распространение этого растения связано с зерновыми сельскохозяйственными культурами, особенно рожью. Вместе с ввозимым зерном в новую местность попадали и семена сорняка. Эта связь прослеживается с каменного и бронзового веков, о чем свидетельствуют найденные в Египте изображения васильков на предметах, датируемых IV тысячелетием до н.э. Василек – злостный сорняк, снижающий урожаи зерна (в первую очередь ржи и пшеницы, причем как озимых, так и яровых) и портящий орудия, используемые для жатвы хлебов, для многих является любимым цветком. Его народные названия (cornflower – на английском, kornblume – на немецком, bleuet – на французском) подчеркивают это двойственное отношение. Corn и korn указывают на связь с зерновыми культурами, а bleu – это цвет лепестков. Русское же «василек» связано с легендой о романтических и противоречивых отношениях молодого ржановолосого и голубоглазого земледельца Василия с русалкой, закончившихся тем, что Василий стал цветком. Русалка увидела Василия на берегу реки и влюбилась в него. Она вышла из воды, и Василий также не устоял перед ее красой. Их взаимным нежным отношениям мешал нерешенный «квартирный» вопрос – она настаивала на постоянном местожительстве в водной среде, а он предлагал жить на суше. После долгих пререканий русалка превратила своего возлюбленного в голубой цветок в надежде, что с берега реки он попадет в ее чертоги. Но цветок остался у пашни, а русалке осталось лишь любоваться им из водной пучины. (Славянская интерпретация мифа древних греков о Нарциссе.)
Для древних же египтян синий василек (и родственные ему виды) был символом жизни и изобилия – именно как спутник зерновых культур, а также из-за сходства цвета его цветков с почитаемым голубым «египетским лотосом» (кувшинкой Nymphaea coerulea). Васильки выращивали в садах, изображали на стенах, полах домов и дворцов, как, например, на сохранившихся элементах зданий, сооруженных в 1364–1347 гг. до н.э. Цветки василька находят на фаянсовой и покрытой глазурью глиняной посуде, на украшениях (кулоны, серьги, ожерелья), элементах женской одежды. С 18-й династии (1552 г. до н.э) и до греко-римского периода васильки использовались для художественного оформления могил. В гробнице знаменитого фараона Тутанхамона (1392 г. до н.э.) археолог Говард Картер в 1922 г. нашел венки и гирлянды из васильков и египетского лотоса. Цветы высохли, однако сохранили цвет и форму. Растения должны были сопровождать покойного в загробный мир. Подобный символизм, кстати, можно найти и в стихотворении Н.А. Некрасова «Деревенские новости» – венок «из васильков да из кашки» ассоциируется с чистотой погибшего ребенка, чья душа попадет после смерти на небо. Наверное, первое в истории упоминание о васильках в письменных источниках находится в трудах римлянина Плиния Старшего (37–79 гг. н.э.). Научное наименование синего василька Centaurea cyanus, данное Карлом Линнеем, объединяет его античное название Cyanus (синий) и миф о кентавре (центавре) Хироне, наставнике Ахиллеса. Последний был случайно ранен отравленной стрелой, но Хирон излечил его с помощью василька. Источником же яда на стреле была Гидра, в греческой мифологии обычно представляемая как огромная ядовитая водная змея, но нередко интерпретируемая и как гигантский слизень. В христианской символике слизни ассоциировались с дьяволом, а василек, как защита от дьявола, – с девой Марией и Христом. Изображение василька нередко можно увидеть на картинах мастеров Средневековья и Ренессанса, а также на фресках в христианских храмах, как, например, в церкви Св. Михаила в г. Бамберг (Bamberg) в Баварии. На сводчатом потолке этой церкви изображены несколько сотен видов растений – среди них и василек.
Василек использовали и как символ нежности, преданности и надежности. В таком качестве он украшал предметы одежды персонажей картин художников Ренессанса, как, например, на известном полотне Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». И современные декораторы нередко украшают узором из васильков предметы одежды, занавески, полотенца, салфетки. Василек также известен как символ власти и величественности, о чем свидетельствует декоративная ткань «Зеленый наряд рук императора Карла V», – элемент парадной одежды главы Священной Римской империи. На ней двуглавый орел как атрибут династии Габсбургов и герб окружены различными растениями, среди которых выделяется василек. Этот цветок любил германский кайзер Вильгельм I, что стимулировало его культивирование в садах и выведение декоративных сортов. Василек украшает герб Республики Беларусь, венок из васильков изображен на государственном гербе Швеции. С 1968 г. это растение является национальным цветком Эстонии.