Путешествие в "Древнюю Пангею" или как формировались сообщества живых организмовУрок путешествия и исследования.Верютина Г.С. учитель биологии Трифонова Н.В.- учитель информатики МОУ СОШ №43 г.Белгород
План урока:1. Путешествие в древнюю Пангею.2. Факторы влияющие на формирование флор и фаун (самостоятельная работа).3.Типы взаимоотношений между организмами (самостоятельная работа)4. Заполнение исследовательского листа.5. Закрепление и применение полученных знаний (выполнение тестовых заданий).6. Поведение итогов.7. Домашнее задание.8. Рефлексия.
Актуализация знаний I. Работа у доски: 1. Изобразить схематично состав биосферы. 2. Назвать границы биосферы. 3. Распределить уровни организации живой материи. II. По вариантам. Продолжить предложение: Iв. 1.Биосфера – это… 2.Живое вещество – это… 3.Главная функция биосферы заключается в… 4.Диоксид углерода из атмосферы поглощают… 5.Что происходит благодаря круговороту воды… IIв. 1. Ноосфера – это… 2.Учение о биосфере разработал… 3.Основой круговорота служит… 4. Биогенное вещество – это… 5. Роль азотфиксирующих бактерий в круговороте азота…
Цель урока: Познакомиться с геологической историей материков и формированием сообществ живых организмов. Выяснить какое влияние оказывают климатические условия на формирование биоценозов. Представить флору и фауну сформировавшихся биоценозов.
История формирования сообществ живых организмов позволяет получить ответы на многие вопросы экологииПроблемный вопросКак же формировались сообщества живых организмов?
Геологическая история материковПангея АнтарктидаАвстралияИндияАфрикаЮжная АмерикаЕвразияСеверная Америка
.Разделение материков не могло не отразиться на эволюции растительного и животного мира. Австралия обособилась до появления плацентарных млекопитающих и как результат сохранила до наших дней яйцекладущих и сумчатых животных
Яйцекладущие животные Австралии - ехидна.
Сумчатые животные Австралии – медведь-коала
В Новой Зеландии обитает до сих пор представитель давно вымершего отряда первоящеров.
Выводы:На формирование сообществ живых организмов оказало влияние геологическая история материков. Наряду с этим существуют и другие факторы.Возникают вопросы:Влияют ли климатические условия на формирование флоры и фауны? Если да, то какие?О чем может рассказать такой параметр как количество солнечной энергии, падающей на единицу земной поверхности?Какие формируются сообщества растений и животных?Отразилась ли изоляция материков на их животном и растительном мире?
Заполнение исследовательского листа (самостоятельная работа)
1. Тундра:Флора: лишайники, мхи, осока, карликовые деревья, кустарники.Фауна: насекомые, птицы, олени, песцы.2. Тайга Флора: хвойные - ель обыкновенная, ель сибирская, пихта сибирская Фауна: лоси, олени, дикообразы, полевки, рыси.
3. Лиственные леса:Флора: дуб, бук, кленФауна: крот, суслик, белка, медведи, певчие птицы.4. Степи:Флора: злаки, травыФауна: грызуны, копытные
5. Пустыни:Флора: кактусы, верблюжья колючка, кустарники.Фауна: кролики, мелкие грызуны, мыши.6. Тропические леса:Флора: бамбук, лианы, древовидные папоротники, пальмы.Фауна: змеи, ящерицы, обезьяны, попугаи, колибри
Вывод:В зависимости от количества солнечной энергии, падающей на единицу земной поверхности и следовательно температурных условий, а также от количества осадков формируются специфические сообщества растений и животных.
ИзоляцияЭтот фактор характерен для островных популяций.Острова заселяются видами способными преодолевать морские просторы и зачастую попадающие туда случайно. Поэтому видовой состав на островах всегда беднее.На материках ограничивают перемещение живых организмов различные географические препятствия: реки, горы, пустыни, болота и т.д.
Сумчатые животные Австралии - кенгуру.
Взаимосвязи живых организмов в биоценозахЖивые организмы в биоценозах постоянно взаимодействуют друг с другом. Основные взаимодействия - пищевые.По типу питания различают: - автотрофы – используют в пищу неорганические соединения. Это растения, бактерии. - гетеротрофы – нуждаются в пище органического происхождения. Это животные, бактерии, грибы.
Задание учащимся:Создать диаграмму, которая показывала бы зависимость численности флоры и фауны от климатических зон.1 вариант. В текстовом редакторе WORD диаграмму(столбчатую)2 вариант. В текстовом редакторе WORD диаграмму (круговую)
Зависимость биоценозов от климатических зон (при построении диаграммы учитывать наибольшие значения)
Зависимость биоценозов от климатических зон1 вариант
Зависимость биоценозов от климатических зон2 вариант
Организация первичного закрепления (тестовые задания по вариантам)Оценивание теста:100%-90% - оценка «5»90%-60% - оценка «4»60%-30% - оценка «3»30%-0% оценка «2»
Домашнее задание:Изучить параграф 48 стр. 225-229.Составить синквейн.Написать сказку.Описание биоценозов в художественной литературе. Подведение итогов
Рефлексия