ПРОГРАММА Элективного курса для учащихся 10-11 классов медицинского профиля «Основы паразитологии» Разработчик: Шабунина О.П., учитель высшей категории, учитель биологии МОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов № 25 г.о. Самара. 900igr.net
Место элективного курса в системе профильной подготовки учащихся. Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся 10-11 классов школ естественно – научного (медико-биологического) профиля общеобразовательной школы, а также учащимся, проявляющих интерес к цитологии и паразитологии. Изучение элективного курса поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности выпускника средней школы.
Цель курса: создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения.
Задачи курса: Углубить знания и умения, полученные на уроках биологии. Приобрести практический опыт и навыки в вопросах сохранения и укрепления здоровья. Познакомить учащихся с новейшими достижениями в биологии. Познакомить учащихся с экологической обстановкой в родном городе. Создать условия для личностного самоопределения учащихся. Активизировать познавательный интерес к предмету.
Формы и методы работы Занятия проводятся путем использования методов рассказа, беседы и обсуждения, в процессе которых учитель актуализирует ранее полученные знания учащихся из различных разделов биологии, чтения лекций. С применением компьютерных презентаций, интерактивной доски, проведения конференций, диспутов, зачетных занятий. Предлагается выполнение практических работ, самостоятельной работы с дополнительной литературой, подготовка сообщений и докладов, написание рефератов, их защита; проведение анкетирования, тестирования и т.д.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п.п. Наименование тем курса Всего часов В том числе: Формы контроля Лек ции Практ. работы Семи нары Проек ты 1 Биология клетки 7 1 4 1 Круглый стол, тест 2 Паразитизм как экологическое явление 27 3 5 3 2 Круглый стол, тест, конференция, экскурсия
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА (34 часа) 1 Биология клетки (7часов) Введение. История открытия микроскопа. А.Левенгук, Р.Гук. Ученые исследователи, внесшие вклад в изучение микроорганизмов. Французский микробиолог Луи Пастер (1822 – 1895г), немецкий ученый Роберт Кох(1843 – 1910г) основоположники современной микробиологии. Устройство микроскопа и правила работы с ним. Правила обращения с лабораторным оборудованием. Правила оформления лабораторных и практических работ. Эволюция клетки. Строение клеток растений, грибов, бактерий и грибов. Размножение клетки. Митоз. Условия жизни бактерий. Форма и строение бактериальных клеток. Внешние и внутренние структуры. Поведение бактерий. Способы питания. Распространение и значение бактерий. Значение бактерий в жизни человека - положительная роль в хозяйственной деятельности: молочнокислые, бактерии брожения; отрицательная – гниение продуктов питания, патогенные бактерии возбудители болезней у человека, животных и растений. Методы борьбы с бактериями. Пастеризация, стерилизация, дезинфекция. Царство грибов. Признаки грибов. Особенности плесневых грибов. Значение плесневых грибов. Дрожжи. Строение и роль дрожжей в жизни человек Лабораторные работы: №1. «Правила работы с микроскопом». №2 «Морфология растительных и животных клеток». №3 «Размножение клеток. Митоз». № 4 «Посев и наблюдение за ростом бактерий». №5 «Влияние температуры на рост плесневых и дрожжевых грибов»
2. Паразитизм как экологическое явление (27часов) Формы взаимоотношений между организмами: мутуализм, симбиоз, комменсализм, хищничество, паразитизм. Предмет и задачи паразитологии. Классификация паразитологии: протозоология, гельминтология, арахноэнтомология. Классификация паразитов: факультативные, облигатные, временные. Постоянные, эндопаразиты, экзопаразиты. Промежуточный хозяин. Основной хозяин. Работы Е.Н.Павловского , К.И.Скрябина. Классификация одноклеточных представителей царства животных: Класс Саркодовые, Класс Жгутиковые, Класс Инфузории, Класс Споровики. Особенности строения и жизнедеятельности простейших. Способы передвижения. Раздражимость. Простейшие одноклеточные животные – обитатели водной среды, возбудители заболеваний человека и животных. Простейшие – паразиты. Простейшие – паразиты внутренней среды: лейшмания, токсоплазма,, малярийный плазмодий. Цикл развития, лабораторная диагностика и профилактика. Простейшие – паразиты пищеварительной и мочеполовой систем: ротовая амеба, кишечная амеба, дизентерийная амеба, влагалищная трихомонада, кишечная трихомонада, лямблия, балантидий. Цикл развития, лабораторная диагностика и профилактика.
Отряд двукрылые. Комнатная муха. Особенности биологии и методы профилактики. Насекомые – временные кровососущие паразиты. Отряд двукрылые. Малярийный комар. Москиты. Блохи. Особенности биологии и методы профилактики. Насекомые – постоянные кровососущие паразиты. Вши. Вошь человеческая. Педикулез и меры борьбы с ним. Лабораторные работы №6. «Простейшие – паразиты человека» №7 «Плоские черви – паразиты человека» №8 «Круглые черви – паразиты человека» №9 «Членистоногие, вредящие здоровью человека» 3 Заключение (1час) Подготовка проекта по исследуемой теме. Консультирование. Защита проекта.
Описание планируемых результатов. Перечень знаний и умений учащихся.
. Уметь: уметь работать индивидуально и в группе с различными источниками информации; уметь представлять результаты работы; выявлять, раскрывать, использовать связи строения и функции организмов; сформировать умение схематично изображать процессы размножения паразитов; решать задачи и упражнения; работать с микропрепаратами и различными учебными пособиями; определять (распознавать, узнавать, сравнивать) паразитов. Владеть умениями: излагать основное содержание курса, находить ответы на вопросы, использовать рисунки, средства ИКТ, самостоятельно изучать отдельные вопросы.
ГЛОССАРИЙ Цитология – это наука о клетке. Среда обитания - это все, что окружает организмы и прямо или косвенно влияет на их состояние, развитие, рост. Выживаемость, размножение и распространение. Экологический фактор - это любое условие среды, способное оказывать прямое или косвенное влияние на живые организмы. Биоиндикатор - группа особей одного вида или сообщество, по наличию, состоянию, поведению которых судят о естественных и антропогенных изменениях в среде, в том числе о присутствии и концентрации загрязнителей. Биотехнология - это наука, которая занимается целенаправленным изменением и использованием биологических объектов в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в медицине, в деле охраны природы. Клетка – элементарная, генетическая, структурно-функциональная единица всего живого. Мутуализм – симбиотические отношения, при которых наблюдаются устойчивое взаимовыгодное сожительство двух организмов разных видов. Симбиоз – неразделимые взаимополезные связи двух видов, предполагающие обязательное тесное сожительство организмов. Комменсализм – односторонне использование одного вида организма другим без нанесения ему ущерба. Хищничество – такой вид взаимоотношения популяций, при котором представители одного вида поедают (уничтожают) представителей другого, т.е. организмы одной популяции служат пищей для организмов другой. Паразитизм – это форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида (паразита, потребителя) живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида (хозяина) в течение определенного времени. Паразитология – наука, изучающая явление паразитизма, биологию паразитов, вызываемые ими болезни и меры борьбы с ними. Факультативные паразиты – это организмы, которые способны вести свободный образ жизни и , лишь случайно попадая в организм особи другого вида, сохраняют жизнеспособность, становясь при этом паразитами. Облигатные паразиты – это организмы, для которых паразитический образ жизни является обязательным. Промежуточный хозяин – это организм, в котором живет личиночная форма паразита. Основной (окончательный) хозяин – это организм в котором поселяется половозрелая стадия паразита. Медицинская протозоология – это наука, изучающая паразитов человека из типа Простейшие. Медицинская гельминтология – это наука, изучающая паразитов из группы червей. Арахноэнтомология – это наука, изучающая представителей типа Членистоногие.
ПРИЛОЖЕНИЕ Образцы контроля заданий
Практическая работа: «Приготовление питательной среды и выращивание культуры картофельной палочки». Картофельная палочка развивается на картофеле. Для ее получения следует взять неочищенный картофель, нарезать небольшими кубиками, поместить в небольшую посуду, залить доверху водой и нагреть до 80 С. Для заражения приготовленной питательной среды спорами картофельной палочки нужно опустить в нее небольшой комочек почвы, после этого поставить в теплое место на три дня. За это время картофельная палочка размножается в большом количестве, ее размеры достигают 15 мкм. Картофельная палочка более крупная бактерия, чем сенная палочка, она хорошо видна при рассмотрении в школьном микроскопе, быстро развивается на питательных средах, которые легко приготовить в условиях школы.
Лабораторная работа: «Микроскопы, их виды, устройство; правила работы, приготовление временного препарата» . ЦЕЛЬ: Познакомиться с устройствами различных микроскопов; с правилами микроскопирования и методами изготовления временных препаратов. ОБОРУДОВАНИЕ: микроскопы, предметные стекла, покровные стекла, чешуя лука, раствор йода, вода в капельнице, лабораторный лоток, скальпель. АЛГОРИТМ РАБОТЫ. Изучите устройство и правила работы с различными видами микроскопов. Зарисуйте микроскопы (схематично) и обозначьте основные части. Поставьте микроскопы в рабочее положение. Приготовьте временные препараты «Клетки лука» и «Микроорганизмы зубного налета». Рассмотрите их под микроскопом. Опишите виды работ, зарисуйте. Сделайте вывод об основных принципах микроскопирования.
ВОПРОСЫ И СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ. Назовите механические части микроскопа? Перечислите оптические части микроскопа? Какие известны природно-очаговые протозойные болезни? У какого сосальщика цикл развития несвязан с водой? Как проводится лабораторная диагностика кишечных цестодозов? Что характерно для простейших – паразитов внутренней среды? Могут ли коровы, больные фасциолезом, заразить доярку, ухаживающую за ней? Какую паразитическую болезнь можно заподозрить у ребенка, ставшего внезапно раздражительным, плохо спящим по ночам и расчесывающего область заднего прохода? Все ли временные кровососущие паразиты являются обитателями природных биогеоценозов?
Заполни таблицу: Русское название паразита. Класс Название болезни Локализация у человека Пути заражения человека Лабораторная диагностика Профилактика
Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы: Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 9? К какому типу и классу относится свиной цепень? Какую длину имеет свиной цепень? Где располагается ротовое отверстие цепня? Чем представлена пищеварительная система цепня?
«Паразитические нематоды» Женская половая система аскариды образована двумя (_), двумя (_), двумя (_) и непарным (_). Мужская половая система аскариды состоит из одного (_), одного (_), одного(_), открывающегося в конечный отдел кишечника - (_). Яйца аскариды при температуре 20-240, обязательном присутствии кислорода и достаточной влажности становятся инвазионными через (_) суток. Мигрирующие личинки аскариды с током крови сначала попадают в (_), затем по нижней полой вене - в правое (_), далее - в правый (_) и по легочным артериям в капилляры легочных (_). После (_) личинки превращаются в половозрелые формы. Миграция личинок аскариды длится (__) суток. Острица вызывает заболевание (_). Яйца остриц созревают в течение (__). Заражение аскаридозом и энтеробиозом происходит при случайном проглатывании (_) яиц этих гельминтов вместе с пищей или водой. Власоглав паразитирует в (_), питается (_). Ришта у человека обычно развивается в (_), личинки должны попасть в воду, проглатываются (_), заражение человека происходит при (_). Нитчатка Банкрофта вызывает (_) болезнь у человека. Половозрелые особи обитают в (_). Личинки, микрофилярии должны попасть в промежуточного хозяина – (_).
Тест 1. Из перечисленных червей в кишечнике человека паразитирует: А. многоглазка Б. печеночный сосальщик В. Белая планария Г. бычий цепень 2. Стадию шестикрючной личинки имеет: А. эхинококк Б. печеночный сосальщик В. Широкий лентец Г. бычий цепень 3. Пузырчатая стадия развития существуету : А. широкого лентеца Б. бычьего цепня В. планарии Г. зхинококка
Модуль результативности. Новые дополнительные знания по биологии (вне базового курса); Овладение новыми практическими навыками оказания первой медицинской помощи, умение применять полученные знания на практике, выбирать средства для решения поставленных задач, что воспитывает целеустремленность, собранность, желание помогать другим; Профессиональная ориентация; Выбор профиля в дальнейшем;
БИБЛИОГРАФИЯ. 1. Бинас А.В., Маш Р.Д., Никишов А.И. Биологический эксперимент в школе. Москва: «Просвещение», 1990 г. 2. Бухар М.И. Популярно о микробиологии. Москва: Издательство «Знание». 1989 г. 3. Дмитриева О.И. Практикум по цитологии. Министерство общего и профессионального образования РФ. СГПУ. Самара, 1998 г. 4. Носова ТМ. А.М.Ковригина А.М. Эксперимент в экологическом образовании детей. Самара. Издательство СГПУ, 2004 г. 5. Семенов А.М., Логинова Л.Г Микроорганизмы. Особенности строение и жизнедеятельности. / Биология в школе. – 1991 г.- № 4. 6. Янушкевич Л.В. Многообразие простейших. / Биология в школе. – 2003 г- № 4.. 7. Ярыгин В.Н. Биология. Москва: «Медицина», 1987 г. 8. Яхонтов А.А. Зоология для учителя. Москва: «Просвещение», 1982 г.