Урок по теме: «Отдел Папоротниковидные. Происхождение, особенности организации и жизненного цикла» Выполнила учитель биологии Бучинская Наталья Владимировна 7 класс 5klass.net
Цели урока Образовательные Познакомить учащихся с характерными особенностями строения, размножения и развития папоротниковидных Выявить черты усложнения папоротников по сравнения с хвощами и плаунами Развивающие Развивать познавательный интерес к урокам биологии Развивать навыки самостоятельной работы учащихся Воспитательные Продолжить работу по формированию научного мировоззрения учащихся
План урока Проверка выполнения домашнего задания Актуализация знаний Изучение нового материала Закрепление Рефлексия Домашнее задание
Выберите правильные утверждения Хвощи и плауны произошли от псилофитов Плауны размножаются только спорами Споры хвощей и плаунов созревают в спороносных колосках Плауны имеют хорошо развитый подземный стебель – корневище Стебли хвощей расчленены на узлы и междоузлия В жизненном цикле хвощей и плаунов наблюдается чередование стадий гаметофита и спорофита
Выберите правильные утверждения Хвощи и плауны произошли от псилофитов Плауны размножаются только спорами Споры хвощей и плаунов созревают в спороносных колосках Плауны имеют хорошо развитый подземный стебель – корневище Стебли хвощей расчленены на узлы и междоузлия В жизненном цикле хвощей и плаунов наблюдается чередование стадий гаметофита и спорофита
Легенда о папоротнике В Древней Руси папоротник считался растением Перуна, языческого бога-громовержца, подателя дождя на поля и покровителя русского воинства. В ночь на Иванa Купалу в лесу искали цветок папоротника – Перунов цвет, разрыв-траву. Загадочный цветок папоротника расцветает летней ночью один раз в год, чтобы указать место, где хранится заветный клад, приносящий богатство и счастье. Но его так и не нашли…
Вопрос урока Почему никто никогда не нашел цветок папоротника?
Общая характеристика Высшие споровые растения Произошли от псилофитов Господствовали в каменноугольном периоде Представлены большим числом видов, населяют разные местообитания
Лабораторная работа «Изучение строения папоротника» Цели: изучить особенности строения папоротников, выявить черты принадлежности к высшим растениям Ход работы Рассмотрите и зарисуйте внешний вид папоротника, на рисунке подпишите основные части растения Рассмотрите нижнюю поверхность листьев папоротника, найдите бурые бугорки Зарисуйте часть листа с бугорками-сорусами, опишите их строение Подведите итог работе, выявив черты принадлежности папоротников к высшим растениям
Строение папоротника
Размножение папоротников Равноспоровые папоротники – папоротники, которые имеют споры одинаковых размеров Разноспоровые папоротники – папоротники, споры которых имеют неодинаковые размеры Микроспоры – мелкие мужские споры, при прорастании дают начало мужскому гаметофиту Мегаспоры – крупные мужские споры, при прорастании дают начало женскому гаметофиту
Задание Прочитайте отрывок «Размножение папоротников» на странице 62 учебника, изучите жизненный цикл папоротника на странице 63, сформулируйте опорные фразы и запишите их в тетрадь.
Жизненный цикл папоротника Размножается спорами и характеризуется чередованием двух поколений В цикле развития преобладает спорофит Бесполое поколение – спорофит – многолетнее листостебельное растение Половое поколение – гаметофит - заросток
Задание прочитать фрагмент статьи учебника на стр.61 «Строение папоротника», изучить его и заполнить таблицу: Строение папоротника орган характеристика функция Лист (вайя) Вырастают из почек корневища, обладают верхушечным ростом Фотосинтез, спорообразование Стебель Корневище, хорошо развиты проводящие ткани, между пучками которой располагаются клетки паренхимы Опорная Корень Придаточные корни Опорная
Рефлексия Что я знал о папоротниках? Что я узнал нового сегодня на уроке? Что хотел бы узнать о растениях отдела Папоротниковидные?
Домашнее задание Изучить статью учебника «Отдел Папоротниковидные» на стр. 61-64 Ответить на вопросы 1-5 на стр. 65 Сравнить процесс размножения папоротников с размножением плаунов и хвощей