Класс Млекопитающие. Обобщение и систематизация знаний по теме:
Цель: повторение, обобщение и контроль усвоения знаний о животных класса Млекопитающие
Задачи 1. Повторить и обобщить знания учащихся о строении, образе жизни и многообразии животных класса Млекопитающие. Закрепить умения учащихся распознавать отряды, семейства и виды животных класса Млекопитающие. 2. Развивать умение работать с учебником, дополнительной литературой, видеоматериалами и цифровыми источниками информации. 3. Развивать мыслительные способности и речь учащихся путем активизации их деятельности на уроке. Развивать коммуникативно-организаторские способности учащихся.
Млекопитающие самые сложноустроенные позвоночные животные, обитающие на суше, в воде и в почве.
Отделы тела: голова, шея, туловище, хвост (не у всех), 2 пары конечностей
Тело приподнято над землёй
Кожа покрыта шерстью, имеет железы: А) потовые; Б) сальные; В) молочные; Г) пахучие
Кожа также образует иглы, копыта, рога.
Особенности Скелета: 1. большая мозговая коробка; 2. зубы крепятся в ячейках челюстей и делятся на: А) резцы; Б) клыки; В) коренные
Скелет: в поясе передних конечностей у большинства нет коракоидов и ключиц
Скелет: есть стопоходящие, пальцеходящие, копытные
Отделы позвоночника Шейный (7 позвонков) Грудной ( с ребрами) Хвостовой Кресцовый Поясничный
Мышцы Есть особая куполообразная мышца – диафрагма, отделяющая грудную полость от брюшной и участвующая в дыхании
Пищеварительная система
Особенности пищеварительной системы : 1. рот окружён кожными складками – губами; 2. заканчивается анальным отверстием; 3. кишечник делится на тонкую и толстую кишку, на их границе есть вырост – слепая кишка с аппендиксом
Многокамерный желудок жвачных животных
Дыхание лёгочное рёберно -диафрагмальное
Кровеносная система венозная кровь артериальная кровь
Обмен веществ теплокровные
Органы выделения: 2 почки, 2 мочеточника, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал
Нервная система
Особенности органов чувств: 1. веки с ресницами; 2. есть ушная раковина; 3. есть чувствительные волоски - вибриссы
Размножение: у самца (♂) 2 семенника, 2 семяпровода; у самки (♀) 2 яичника, 2 яйцевода, матка
Развитие зародыша происходит в матке Матка – мышечный орган для развития зародыша Плацента (детское место) – место прикрепления зародыша в матке
Виды детёнышей слепые, беспомощные зрячие, самостоятельные (олени, лошади, слоны, коровы) (белки, собаки, кролики, хомяки)
Детёныши
Произошли от древних пресмыкающихся предки млекопитающих предки млекопитающих
Экологические группы зверей
Роющие звери
Гидробионты (китообразные)
Полуводные звери (ластоногие, бобры, выдра, ондатра)
Авиабионты (рукокрылые)
Древолазы (приматы, белки, коалы, ленивцы)
Наземные лесные звери (волки, зайцы, лисы, кабаны, лоси, медведи)
Звери открытых пространств (антилопы, львы, слоны, жирафы, зебры)
Городские и домашние звери (крысы, мыши, кошки, собаки, хомяки, морские свинки)
Сельскохозяйственные (коровы, овцы, козы, лошади, ослы, свиньи)
Класс Млекопитающие Подкласс Первозвери Подкласс Настоящие звери (утконос, ехидна, проехидна)
Подкласс Первозвери (утконос, ехидна, проехидна)
Признаки пресмыкающихся Признаки пресмыкающихся
Сумчатые (кенгуру, коала, опоссум, сумчатый волк)
Сумчатые 1. плацента плохо развита или её нет; 2. детёныши рождаются недоразвитыми, их развитие продолжается в сумке; 3. t тела сильно колеблется
Значение животных Класса Млекопитающих для природы и человека Значение животных Класса Млекопитающих для природы и человека
Значение Млекопитающих для природы цепи питания биоразнообразие распространение плодов и семян санитары леса регуляция численности животных
Охрана животных Класса Млекопитающие Охрана животных Класса Млекопитающие
Заключение 1. Каковы особенности строения Млекопитающих? 2. По каким признакам этот класс делят на 2 подкласса? 3.Перечислите представителей Однопроходных, Сумчатых, Плацентарных животных.
Домашнее задание Подготовиться к контрольной работе № 2 « Позвоночные Животные» Повторить параграфы с № 34 –по № 53.
Спасибо за работу!