Изучение основных направлений эволюции органического мира. Изучение основных направлений эволюции органического мира. Развитие компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Расширение кругозора учащихся.
Повторение темы: «Вид. Критерии вида». Повторение темы: «Вид. Критерии вида». Главные направления органической эволюции: биологический прогресс, биологический регресс. Главные пути биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Соотношение главных путей органической эволюции. Влияние деятельности человека на главные направления органической эволюции.
Понятие вид и история его становления в биологии. Понятие вид и история его становления в биологии. Дать характеристику морфологическому и генетическому критериям вида. Дать характеристику физиолого – биохимическому и этологическому критериям вида. Дать характеристику экологическому и географичекому критериям вида.
Эволюция – процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора. Эволюция – процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора.
Биологический прогресс. Биологический прогресс. - Возрастание приспособленности организмов к окружающей среде. Увеличение численности вида. Расширение ареала.
(по А.Н.Северцову) (по А.Н.Северцову) Возникновение в ходе эволюции признаков, которые существенно повышают уровень организации живых организмов.
Это приспособления живого мира к окружающей среде, открывающие перед организмами возможность прогрессивного развития без принципиальной перестройки их биологической организации. Это приспособления живого мира к окружающей среде, открывающие перед организмами возможность прогрессивного развития без принципиальной перестройки их биологической организации.
Саккулина – корнеголовый рак (паразит краба). Имеет вид мешка, набитого половыми продуктами, и обладающая как бы корневой системой, пронизывающей тело хозяина. Саккулина – корнеголовый рак (паразит краба). Имеет вид мешка, набитого половыми продуктами, и обладающая как бы корневой системой, пронизывающей тело хозяина. а) – саккулина, прикреплённая к нижней стороне краба; б) – её корневидные отростки внутри тела краба.
С особенною силою дегенерация наблюдается у паразитов внутренностных, живущих в глубине органов или тканей другого животного и устраненных от всякого непосредственного влияния внешней среды. В некоторых случаях дегенерация строения доходит до потери пищеварительного канала (ленточные глисты)
Другое распространенное явление, влекущее за собой дегенеративные изменения организма, — это сидячий, прикреплённый образ жизни.
Нередко дегенерации подвергаются лишь отдельные органы. Жизнь в постоянной темноте сопровождается дегенерацией глаз у самых различных животных: подземные животные (крот), пещерные (протей), глубоководные.
Эволюция идет по двум направлениям: биологический регресс (ведет к вымиранию вида) и биологический прогресс. Биологический прогресс протекает тремя путями: Эволюция идет по двум направлениям: биологический регресс (ведет к вымиранию вида) и биологический прогресс. Биологический прогресс протекает тремя путями: Ароморфоз - возникновение в ходе эволюции признаков, которые существенно повышают уровень организации живых организмов. Пример: Выход организмов из воды на сушу, живорождение, поддержание постоянства температуры тела у млекопитающих. Идиоадаптация - это приспособления живого мира к окружающей среде. Пример: Покровительственная окраска у животных . Дегенерация – это резкое упрощение организации, связанное с исчезновением целых систем органов и функций. Пример: подземные животные (крот), пещерные (протей), глубоководные организмы.
Биологический прогресс, Биологический прогресс, Биологический регресс, Ароморфоз, Идиоадаптация, Дегенерация.
Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н.Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2004. – 304 с. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н.Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2004. – 304 с. Лернер Г.И. Уроки биологии. Общая биология. 10, 11 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005. – 352 с. И.Ф. Ишкина Биология. Поурочные планы. 11 класс / Под ред. Д.К. Беляева, А.О. Рувинского. – Волгоград, 2002. – 120 с.