К. А. Тимирязев писал: К. А. Тимирязев писал: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, солнечного свет и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно – он решит, что вы над ним смеётесь». О чём говорил учёный?
Какова роль растений в биосфере? Какова роль растений в биосфере?
Фотосинтез, являющийся одним из самых распространенных процессов на Земле, обуславливает природные круговороты углерода, кислорода и других элементов и обеспечивает материальную и энергетическую основу жизни на нашей планете. Фотосинтез является единственным источником атмосферного кислорода. Фотосинтез, являющийся одним из самых распространенных процессов на Земле, обуславливает природные круговороты углерода, кислорода и других элементов и обеспечивает материальную и энергетическую основу жизни на нашей планете. Фотосинтез является единственным источником атмосферного кислорода. Процесс фотосинтеза является основой питания всех живых существ, а также снабжает человечество топливом (древесина, уголь, нефть), волокнами (целлюлоза) и бесчисленными полезными химическими соединениями. Из диоксида углерода и воды, связанных из воздуха в ходе фотосинтеза, образуется около 90-95% сухого веса урожая. Остальные 5-10% приходятся на минеральные соли и азот, полученные из почвы. Человек использует около 7% продуктов фотосинтеза в пищу, в качестве корма для животных и в виде топлива и строительных материалов.
История изучения процесса фотосинтеза История изучения процесса фотосинтеза Фотосистемы Особенности строения листьев Строение хлоропластов Фазы фотосинтеза - световая фаза - темновая фаза Общая схема фотосинтеза Влияние на скорость фотосинтеза различных факторов Значение фотосинтеза
Фотосинтез Фотосинтез фотосистема Хлоропласты Тилакоиды Граны Строма Ламеллы Световая фаза Темновая фаза Фосфорилирование Цикл Кальвина
Ян ван Гельмонт. XVII век. Эксперимент по выращиванию ивы в кадке. Вывод: растение образует все вещества из воды. Ян ван Гельмонт. XVII век. Эксперимент по выращиванию ивы в кадке. Вывод: растение образует все вещества из воды. Мерчелло Мальпиги. 1667 год. Растение перестает развиваться, если у проростков тыквы оборвать первые зародышевые листочки. Вывод: под действием солнечных лучей в листьях растений происходят какие-то преобразования и испаряется вода.
Джозеф Пристли. 1772 год. Знаменитый опыт со свечой и мятой. Вывод: растение улучшает воздух и делает его пригодным для дыхания и горения. Первое предположение о роли света в жизнедеятельности растений. Джозеф Пристли. 1772 год. Знаменитый опыт со свечой и мятой. Вывод: растение улучшает воздух и делает его пригодным для дыхания и горения. Первое предположение о роли света в жизнедеятельности растений.
Жан Сенебье. 1800 год. Установил, что листья разлагают углекислый газ под действием сол-нечного света. Жан Сенебье. 1800 год. Установил, что листья разлагают углекислый газ под действием сол-нечного света. Вторая половина XIX века. Получена спирто-вая вытяжка зеленого цвета с сильной крова-во-красной флюоресценцией. Это вещество названо хлорофиллом. Роберт Майер. Вывод: количество отлагающе-гося в растениях углерода должно зависеть от количества падающего на растение света.
Климент Аркадьевич Тимирязев. Климент Аркадьевич Тимирязев. Исследовал влияние различных участков солнечного света процесс фотосинтеза. Вывод: процесс фотосинтеза идет интенсивно в красных лучах; интенсивность фотосинтеза соответствует поглощению света хлорофиллом; усваивая углерод, растение усваивает и солнечный свет, переводя его энергию в энергию органических веществ. Лондонское королевское общество.1903 год. Лекция «Космическая роль растений»
Фотосистема – I. Фотосинтезирующие бактерии. Фотосистема – I. Фотосинтезирующие бактерии. СО2 + 2Н2S + световая энергия (СН2О)+Н2О+2S Фотосистема – II. От сине-зеленых водорослей до настоящих растений. СО2 +2Н2О +световая энергия (СН2О) +Н2О+О2
Плоские, широкие, большая поверхность Плоские, широкие, большая поверхность Эпидермис – бесцвет-ный защитный слой с устьицами Тонкостенные клетки ассимиляционной тка-ни Сосудисто-волокнистые пучки
Двумембранные органоиды Двумембранные органоиды Внутренняя часть строма Тилакоиды – мембраные компоненты, образу-ющие граны Ламеллы (одиночные тилакоиды) соединяют граны У высших растений эллиптической формы В зависимости от освещенности меняют свое положение
Наиболее распространены хлорофиллы а, b Наиболее распространены хлорофиллы а, b Хлорофилл а – желто-зеленая окраска, поглощает свет наиболее интенсивно в красном и ультрафиолетовом спектрах. Имеется у всех растений. Хлорофилл b – сине-зеленого цвета поглощает энергию в фиолетовом спектре, значительно меньше в красном. Встречается у высших растений и зеленых водорослей. Хлорофилл с – зеленой окраски есть у бурых и некоторых одноклеточных водорослей.
Разложение воды под действием энергии света Разложение воды под действием энергии света Образование водорода и выделение свободного кислорода Накопление энергии в результате синтеза АТФ Связывание водорода с переносчи-ком
Фиксация углекислого газа Фиксация углекислого газа Восстановление углекислого газа водородом Синтез глюкозы за счет энер-гии АТФ
Длина световой волны Длина световой волны Степень освещенности Концентрация углекислого газа Температура Вода
«.. «..