МОУ Заозерная СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №16 г. Томска ЭВОЛЮЦИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ Раченкова Наталья Георгиевна, учитель биологии Пугачева Лариса Николаевна, учитель биологии
Задание №1. Разминка
Задание №2. Биография 1. Талантливый, невезучий; 2. Боролся, отстаивал, доказывал 3. Создал первую эволюционную теорию 4. Творец Трудолюбивый, обстоятельный Путешествовал, наблюдал, анализировал Выяснил причины эволюции живого 4. Гений 1. Эрудит, верующий 2. Описывал, систематизировал, организовывал 3. Создал искусственную систему 4. Трудоголик Ж.Б.Ламарк Ч. Дарвин К. Линней
Задание №3. Развитие эволюционных представлений С точки зрения каждого из ученых (Линней, Ламарк, Дарвин) объясните механизм возникновения длинной шеи у жирафа
Длинная шея у жирафа появилась в результате: Внутреннего стремления к прогрессу; Упражнения и не упражнения органов и их изменения; Приобретенные признаки передаются по наследству Жираф изначально создан "Творцом" с длинной шеей У предков жирафа возникли мутации, приведшие к удлинению шеи; Жирафы с более длинной шеей имели больше возможностей выжить и дать потомство.
Задание №4. Формы естественного отбора В Сибири преимущественно выживают зайцы со средними размерами ушных раковин. Уши зайцев, живущих южнее, имеют большие размеры. Назовите какую форму естественного отбора иллюстрируют эти кадры. Какое значение имеет размер ушных раковин?
Задание №5. Адаптации Назовите приспособления у Млекопитающих к сезонным изменениям среды
Адаптации Млекопитающих к сезонным изменениям среды Впадают в спячку Мигрируют в поисках корма Запасают корм Накапливают жир Меняют и обрастают густым мехом Сезонные изменения окраски
Задание №6. Адаптации к условиям пустыни у опунции обыкновенной Типичный кактус. Ее грушевидные плоды съедобны. В странах Средиземноморья ее широко используют как живуюколючую изгородь.
Задание №7. Формы адаптаций Назовите форму адаптации и поясните ее значение. 1.
2.
3.
4.
5.
мимикрия предупреждающая окраска покровительственная окраска маскировка приспособительное поведение
Задание №8. Виды борьбы за существование Всходами питаются травоядные животные. Более высокие растения затеняют, препятствуют распространению семян ветром Конкуренция одуванчиков друг с другом Растения гибнут от сильных морозов и засухи Растения гибнут от болезней
Задание №9. Критерии вида
Задание №10. Макроэволюция макроэволюция биологический прогресс биологический регресс возрастание приспособленности организмов к среде уменьшение численности особей в популяции увеличение количества подчиненных систематических групп сужение ареала уменьшение числа систематических групп снижение приспособленности организмов к среде расширение ареала увеличение численности особей
Задание №11. Направления развития организмов амурский тигр серая крыса выхухоль ондатра одуванчик Биологический прогресс: Биологический регресс:
Задание №12. Главные направления эволюции ароморфоз дегенерация идиоадаптация усложнение структурно-функциональной организации, поднятие ее на более высокий уровень приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не меняющее уровня организации организма упрощение организации, ведущее к исчезновению органов активной жизни
Задание №13. Появление хлорофилла Возникновение фотосинтеза Образование ластов у дельфина Утрата листьев и превращение их в колючки Появление сочной мякоти в сочных плодах Появление корней у папоротников Появление плода у покрытосеменных Наличие нектара у насекомоопыляемых растений Утрата органов кровообращения у бычьего цепня Утрата корней у повилики
Задание №14. Общие закономерности эволюции Хищные Рукокрылые Парнокопытные Насекомоядные Класс ____________ Укажите закономерность эволюции, которая продемонстрирована на данной схеме и какие таксономические единицы подвергаются данному процессу
Дивергенция у растений колючки кактуса усики гороха колючки барбариса
Задание №15. Назовите закономерность эволюции, которая наблюдается в сходстве формы тела и плавников у китовой акулы и касатки
Назовите закономерность биологической эволюции, которую можно наблюдать на примере данных животных
Задание №16. Назовите форму конвергентного развития, свойственного для генетически близких групп организмов.
Задание №17. Правдивы ли утверждения? Правда ли, что самки рыбы атерины, обитающей у побережья Калифорнии, во время высоких приливов подплывают к берегу и закапывают в песок икру, а после нереста возвращаются в море?
Правда ли, что у рыбы саргана кости имеют зеленоватый или даже ярко-зеленый цвет? Если правда, то чем это можно объяснить?
Правда ли, что самка броненосца обладает уникальной способностью: при стрессовых ситуациях она может задерживать роды на срок до двух лет? Если это так, то для чего это нужно?
Правда ли, что хамелеоны могут выбрасывать свой язык на расстояние, равное половине длины туловища, а также его глаза способны вращаться независимо друг от друга?
Правда ли, что нападая на свою жертву акулы закрывают глаза? Если правда, то для чего они это делают?
Почему дельфины спят с одним открытым глазом? Для чего это нужно?
Правда ли, что рыбы могут менять пол?