Стоит Алена – платок зеленый, Тонкий стан, белый сарафан. Она весну встречает- Сережки надевает. Накинута на спинку Зеленая косынка. А платьице в полоску. 5klass.net
Работа ученицы 6 класса МОУ Пламенская СОШ Вахитовой Юлии
Цель исследования – изучить историю слова «береза», рассмотреть образ берёзы в русских народных обрядах, фольклоре, русской литературе.
Что такое береза? Лексическое значение слова. «История березы» Обычаи, связанные с березой Строение березы Размножение Использование Лекарственные свойства березы Виды берез Образы березы в художественных произведениях Образ березы в творчестве художников Береза-предсказательница погоды Загадки Заключение
Вот она – стройная и раскидистая, кудрявая, немного грустная, задумчивая березка, стоит, словно нарядная красавица из русских народных сказок, в белом сарафане, с золотыми серёжками и нежно-зелеными изящными клейкими листочками, иногда до самой земли наклонив свои ветки, будто кланяется в пояс и говорит: «Мир вам, люди добрые!»
Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь стройные и тихие березки.
Само слово «береза» появилось в 7 веке и произошло от глагола «беречь». Во времена язычества у древних славян было божество, которое считалось матерью всех духов, – Берегиня. Берегиня была и символом плодородия, и защитницей людей. Славяне представляли ее в образе березы, как раз в это время, скорее всего, и появилось название дерева. Изначально береза была символом плодородия и здоровья, а уже в следующие века она стала ассоциироваться с девичьей красой и женским началом. Отголоски этих верований отразились в древних обрядах. Если в дом приходили гости с такими словами: «У вас есть береза, а у нас – дуб…» – то это значило, что к девушке посватались родители будущего жениха. В некоторых славянских племенах было принято покрывать тела умерших женщин березовыми ветками, считалось, что так душа женщины перейдет березе. Многие народы верили, что после смерти девушка превращается в березку.
«Давным-давно жила на свете одна девушка. И была она красоты необыкновенной. Тоненькая, стройная, коса золотая до земли. Ласковая была, приветливая. Все любили ее, только о ней и говорили. Черная зависть заползла в сердце злой колдуньи: не с ней говорят, не ею любуются. Решила она извести со свету ту девушку, и превратила злая колдунья ее в дерево. А то деревце тоже красоты невиданной: белоствольное, ветки зеленые, как косы, перевились. Шумит ласково, путников от жары в своей тени укрывает. Люди любовались нежным деревцем и ласково назвали его березкой. Злится еще пуще колдунья. Напустила она холоду. Только березка по-новому красавицей обернулась. В горностаевой шубке стоит, косы серебристым инеем искрятся».
Березка – радостное, нарядное дерево. Наши далекие предки ласково называли ее “весёлкой”. От этой белоствольной красавицы и в самом деле исходит радость жизни, веселее становится на душе.
«Берёза – лиственное дерево с белой (реже темной) корой и с сердцевидными листьями». Словарь Ожигова Слово «береза» общеславянского индоевропейского характера, произошло от старославянского «бреза». В.И.Даль объясняет, что это дерево названо по белому цвету коры. В старом Петербурге все лиственные деревья называли березами, а хвойные – елками. Если перевести с латинского, на котором говорили в древнем Риме, то по-русски название березы будет розги. «Березовой кашей» потчевали нерадивых школяров за плохие отметки. В древней Индии когда-то жило слово «БХЭР», которое означало «светлый». От светлой белой коры получила березка свое имя – «светлица».
Название своё дерево получило по цвету коры. У древних славян существовало слово «бер», которое означало «светлый, ясный, блестящий, белый». Именно от «бер» и образовалось сначала «берза», а потом «берёза». Название коры берёзы – береста – связано с тем же корнем.
Слово “береза” произошло от старославянского слова “брезнь”, что означало “апрель”. Общеславянское berza обозначало “что-то блестящее, белеющее”.
Береза – единственное дерево с белой корой – является символом России. Сюжет о превращении русалки или обиженной родственниками девушки в березу встречается во многих славянских сказках и легендах. Одна из них повествует о прекрасной русалке, которая жила в лесном озере. Ночами она выходила из воды и резвилась под луной. Однако как только появлялись первые лучи солнца, русалка тотчас ныряла в свое прохладное жилище. Однажды она заигралась и не заметила, как юный бог солнца Хорс появился на небе на своей солнечной колеснице. Он увидал красавицу и влюбился в нее без памяти. Русалка хотела скрыться в озере, однако златокудрый бог не отпустил ее. Так и осталась она навеки стоять, превратившись в белоствольную красавицу березу.
В Древней Руси существовало множество обычаев, связанных с березой. Этот обряд должен был сделать дитя счастливым, а семью, живущую в этом доме, оградить от напастей. По случаю рождения ребенка сажали у дома молодую березку. С помощью ветвей березы девушки гадали на суженого
Вместе с тем, существовали поверья, что береза - проклятое Богом дерево. Наши предки во времена язычества считали березу своей покровительницей Места поклонения называли священными рощами. Их оберегали, входя в такие рощи, старались думать о хорошем. Если женатый мужчина посадит у себя во дворе березу, вскоре кто-нибудь из членов его семьи умрет После смерти в березу переселяется душа человека.
На русском севере береза считалась несчастливым деревом. Но чаще всего береза считалась все-таки добрым, счастливым символом. На том месте, где когда-то росли березовые рощи, дом никогда не строили. В Сольвычегодске не пользовались березовыми дровами, считая, что от этого в доме заведутся клопы. Ее часто сажали рядом с домом для того, чтобы обезопасить его от молний Считалось, что береза может отпугивать злые силы и даже лечить болезни Если в доме заболевал ребенок, то его купали, а эту воду выливали под березу, произнося специальное заклинание.
Во время строительства нового дома ставить в передний угол ветку березы. Тогда вся семья будет здорова Под порог новой конюшни закапывали березовое полено, чтобы кони не болели В поля втыкали березовые ветки. Они могут обеспечить хороший урожай Березовые ветки оставляли на чердаке или клали под крышу дома, чтобы предотвратить попадание молнии. В огороде и в поле березовые ветки отпугивали грызунов и птиц Воткнутые перед дверями хлева или сарая ветки ограждали домашний скот от нечистой силы и ведьм
Береза и березовые ветки были неотъемлемой частью языческого праздника Семика, который в древности отмечался 4 июня, а после распространения христианства –в седьмой четверг после Пасхи. Считалось, что в этот день заканчивается весна и наступает лето. В этот же день с утра было принято ходить на кладбище и украшать ветками березы могилы родственников, а после обеда начинались народные гулянья. Главным действующим лицом в этот день была береза. По традиции молодые девушки шли в поле или в лес, выбирали там одиноко стоящее деревце, с шутками и песнями начинали его украшать бусами и лентами, а главное – сплетали ветви березы в венки, чтобы угодить русалкам, которые очень любят качаться на ветвях березы. После украшения деревца девушки садились в его тени, причем которая из них сядет первой, та и замуж выйдет первой. В тени березы девушки расставляли угощение, обедали, пели песни и водили вокруг березы хороводы. Во всех этих действиях был определенный смысл: девушкам было важно подружиться («покумиться») с русалками, чтобы узнать свое будущее. Вечером к девушкам присоединялись и парни, они срубали березку или просто ветки с нее, и все вместе шумной толпой шли в деревню, где гулянья продолжались до позднего вечера.
Вечером девушки обычно гадали по березовым венкам: бросали их в реку и следили, доплывет ли венок до противоположно берега или утонет. Если доплывет, то девушка в скором времени удачно выйдет замуж, а та, чей венок сразу же потонет, скоро умрет. Вечером на Троицу или в первый понедельник после Троицы было принято провожать русалок. С украшенных на Семик березок снимали бусы и ленты, «развивали» венки, распутывали ветви. С чучелом русалки, украшенным березовыми ветками, ходили по деревне с песнями и плясками, а потом выносили чучело в поле или лес, где разрывали его или жгли.
Издавна это дерево считается символом нашей Родины. Наша страна многонациональна. И каждый может назвать своим любимым деревом березу. Но обычаи и традиции русского народа настолько тесно связаны с этой красавицей, что вполне справедливо словосочетание «русская береза». Обязательным обрядом на Руси в стародавние времена было величание березы.
Береза - род деревьев и кустарников семейства березовых. Насчитывает около 120 видов. На территории РФ произрастает четыре вида березы: береза белая обыкновенная, бородавчатая и повислая; пушистая береза; кустарниковая береза и малорослая, карликовая береза или ёрник.
Если отодрать от дерева кусочек коры, то на пальцах останется что-то вроде белого порошка. Это вещество называется бетулин и высыпается из клеток коры. Под тонкой белой корой находится береста. Пробковый слой, береста, защищают стволы деревьев. Березовая смола хранит почки и молодые побеги от холода и сухости. Поверх белого ствола вытянуты тёмные горизонтальные полосы. Это чечевички. Береста не пропускает ни воду, ни газы, и через рыхлую ткань чечевичек внутрь ствола поступает кислород, необходимый для дыхания дерева. Ранней весной, как только вода начнёт поступать в корень березы, запасы крахмала, отложенные в корнях и стволе, превращаются в сахар, который начинает растворяться в воде и подниматься по сосудам древесины к почкам. Почки, питаясь сахарным раствором, распускаются, вырастают молодые побеги. Весной, пока из почек не распустились клейкие листочки, береза даёт сладкий сок.
Помните, как благоухает весной молодая листва? Это мы чувствуем запах эфирных масел, которые буквально опутывают дерево, сберегая нежные листочки от обжигающих солнечных лучей или внезапных весенних заморозков. Крона обычно яйцевидная или обратнояйцевидная, с поднятыми вверх или поникшими ветвями. Почки сидячие, больше чем заострённые, клейкие или опушённые. Листья очередные, черешковые, простые, ромбовидной, яйцевидной, реже округлой формы, с пильчатыми или зубчатым краем.
Ты видел, как рождаются березы? Совсем, как травы: Стебель да листок. Средь бела дня Или на зорьке розовой, Чуть полыхнет очнувшийся восток,- Посмотришь,- Приподнялся из пеленок И, как былинка хлипкая, стоит Березы русской махонький ребенок
Размножают березы посевом семян, собранных в период побурения сережек. Посев производят сразу после сбора или поздней осенью. Семена слегка присыпают землей производят полив. После появления всходов всходы притеняют щитами. Если семена оставляют для весеннего посева, то их хранят в закрытых стеклянных емкостях. Березы хорошо возобновляются порослью.
Скорость роста: береза - порода светолюбивая и быстрорастущая. Скорость ее роста зависит от освещенности и падает с возрастом. На открытых местах в молодости растет быстро, под пологом сосняков - медленно. Попадая под полог темнохвойных пород, почти прекращает рост и довольно быстро усыхает. Корневая система березы мочковатая, не имеющая главного стержня и широко уходящая вглубь, обеспечивает деревьям хорошую ветроустойчивость. Множество боковых корней расходится почти горизонтально, близко к поверхности почвы. Это не позволяет березе расти на сухих песчаных почвах. Продолжительность жизни березы 100-150 лет, отдельные деревья доживают до 400 лет и более. Возраст рубки (спелости древесины) от 40-50 лет.
Сырьё для разнообразных отраслей промышленности широко используется в народном хозяйстве Из древесины делают: Лыжи Фанеру Паркет Токарные изделия Мебель Колеса Полозья Уксус Древесный спирт
В большом ходу были березовые лучины, которыми освещали избы: они не очень быстро сгорают и дают яркое пламя почти без копоти и искр. Берёста отличается высокой прочностью, содержит смолистые вещества и поэтому почти не поддаётся гниению . Благодаря этому сохранились и были найдены берестяные грамоты . Из берёсты делали лёгкие и прочные ладьи ,в России издавна пользовались берестяными туесами, коробами.
Из коры получают сажу, деготь (раньше он шел в основном на смазку колес телег и карет, а также для пропитки кожаной обуви). Листья раньше использовали для окраски шерсти и тканей. Благодаря содержащимся в бересте фенолам она долго не гниет, поэтому раньше (до появления толя) ею обертывали зарываемые в почву части столбов и нижние венцы срубов. Берёза - медонос. Пчелы любят березовый сок и собирают его даже из березовых опилок. Из корней плетут корзины. Ветви - корм для овец, коз, кроликов, а также лосей и бобров. Почки, побеги - важнейший осенний корм тетерева, рябчика, летяги. Березовые наросты - капы - прекрасный природный материал для поделок и украшений.
При прокаливании древесины получают берёзовый уголь. Из остывших углей делают активированный уголь, который используют для отчистки воды и воздуха, а лекарственный активированный уголь применяют при заболеваниях желудка, различных отравлениях. При лечении лишаев используют берёзовый уголь. При ожогах надо насыпать измельченный в порошок берёзовый уголь на рану, что способствует её быстрому заживлению.
Берёзовый деготь обладает сильным противомикробным, противопаразитарным и антисептическим действием. Его широко используют для лечения чесотки, экземы, чешуйчатого лишая, псориаза, различных язв, сыпей, грибковых поражений кожи. Он входит в состав мази Вишневского, используемой для лечения чесотки и некоторых других заболеваний кожи. Используют дёготь также для смазывания лошадиной сбруи, кожаной обуви. Им смазывают летом спины и бока скоту, чтобы на пастбище не донимали кровососущие насекомые.
Регулирует пищеварение, избавляет от запоров, устраняет вредных микробов. Это превосходное укрепляющее витаминное средство. Берёзовая пыльца является не только лечебным средством, но и незаменимым для здоровья продуктом питания. При добавлении её к обычной пище возникает ощущение бодрости, жизненной силы и удовлетворённости.
Листья: Листья собирают для сушки. Мочегонное, желчегонное, противовоспалительное действие При спазмах в желудке, авитаминозах, болезнях почек, язве желудка, кожных заболеваниях- язвах, ранах, пролежнях, ссадинах При кашле и отеках. В народной медицине листья березы употребляют от нарывов, прикладывая их наружной стороной к больному месту, а внутренней стороной- при порезах.
Мазь из золы сухих зеленых листьев на сливочном масле употреблялась при ожогах. Свежими прогретыми листьями обкладывали больные места при ревматизме и радикулите.
Отваром листьев березы моют голову для лучшего роста волос. Русскую баню трудно представить без березовых веников, которые отлично воздействуют на кожу и усиливают циркуляцию крови. Веник стерилизует воздух парной. Отмечают, что в насаждениях березы повислой в воздухе отмечено 400 микробов в 1 м3, что ниже существующей нормы для операционных помещений. Париться с березовым веником считается полезным при болях в суставах, подагре и радикулитах, а также при простудных и кожных заболеваниях. Березовый веник может помочь избавиться от перхоти. Кашица из листьев - испытанное средство для лечения шпор.
Почки: Собирают почки ранней весной в мае-апреле, в период набухания, когда они особенно смолисты и ароматны, но обязательно до распускания. Срезают ветки, связывают в пучки и сушат в тени. Мочегонное, желчегонное, обезболивающее и ранозаживляющее средство При сердечной недостаточности, неврозах. При холецистите исчезают боли, тошнота, рвота, повышается желчевыделение
При заболевании желудочно-кишечного тракта, при заболевании печени, желчных путей, при холециститах, желчнокаменной болезни При лечении сахарного диабета Лечение ангины, легких простуд При зубной боли прикладывают ватку с настойкой на больной зуб.
Сок: Этот замечательный оздоровительный поливитаминный напиток - большое подспорье для врачевания человеческих недугов. Сок заготавливают рано весной, до распускания листьев. Обладает кроветворным и регенерирующим действием, способствует очищению крови от мочевой кислоты Стимулирует обмен веществ в организме, способствует быстрому освобождению организма от продуктов обмена Оказывает благотворное действие при интоксикациях и заболеваниях, вызванных нарушением обменных процессов в организме
Рекомендуют при подагре и ревматизме, отеках и фурункулезе Для выведения пигментных пятен на лице, для лечения угрей, экземы
Серёжки Весной на березе, вскоре после распускания листьев появляются скромно цветущие сережки. Сережки настаивают на водке и каплями пьют при заболеваниях сердца.
Береста: (заскорузлый наружный пласт коры ) заготавливают преимущественно из растущих деревьев и деревьев после рубки весной, в период сокодвижения, когда она легко отделяется от древесины Отвар при малярии, кашле. Верхнюю пленку бересты прикладывают к чирьям, она хорошо вытягивает гной. Дегтем из бересты лечат чесотку и гнойные раны
. Береза даёт человеку поддержку его рода. Особенно благоволит она, по народным поверьям, к детям, невинным девушкам и беременным женщинам. Для детей возле берёз ставили качели, девушки украшали берёзы своими лентами, вынутыми из косы, на праздник Лады и Леля, на Ивана Купалу, чтобы удачно выйти замуж. Беременные женщины перед родами просили у берёзы силы и помощи, чтобы роды были лёгкими и удачными, а ребёнок рос здоровым и счастливым.
Берёза - дерево, которое бодрствует весь день. Засыпает она перед самым рассветом. Как запоют петухи, разогнав своим голосом нечисть, берёза погружается на 2 часа в сладкий и глубокий сон, чтобы , проснувшись на рассвете, подарить миру свою чистую силу. Период сна у неё приходиться приблизительно на 3-5 утра, а пик бодрости на 6-9 часов утра. Для женщины общение с берёзой не представляет особой сложности, ибо внутренняя натура дерева сродни женской. Берёза нервна и очень чувствительна, больше реагирует не на наши мысли, а на эмоциональное состояние. Для того, чтобы пообщаться с берёзой с пользой для себя, достаточно благожелательно настроиться к ней и окружающему миру и сесть поудобнее рядом, прислонившись спиной к её стволу так, что ваш позвоночник был прямым. Через какое-то время вы почувствуете, как ваши мысли начинают расплываться, а зрение становиться чётче- это берёза начинает «укутывать» вас своими невидимыми объятиями. Затем, когда ваш организм получил уже достаточное количество её прохладной освежающей силы, вас начинает клонить в сон – это знак, что общение с деревом пора прекратить.
Старинная крестьянская загадка . Стоит в поле древо древлянское. На этом древнем древе семь угодьев. Первое угодье – в избе обиходье. Другое угодье – в кругу вертится. Третье угодье – старому и малому потеха. Четвертое угодье – по церкви крыша. Пятое угодье – по дорожке след. Шестое угодье – во всю ночь свет. Седьмое угодье – всему миру масло». В избе обиходье – это некий предмет для наведения порядка. С помощью чего поддерживают чистоту в избе? (Веник, метелка.) Другое угодье невозможно отгадать, не представив себе главных женских занятий – прядения и тканья. И самопрялку с крутящимся колесом, и легкое веретенце делали из березовой древесины. А что такое «сырому и малому потеха»? (Игрушки.) Понятно, что игрушками потешают детей, – а при чем тут «старый»? (Дедушки с удовольствием мастерили игрушки для внуков.) Что значит «по церкви крыша»? (Для кровли годится березовая дранка, т.е. березовые дощечки.) «По дорожке след» оставляет обувь. Какую обувь можно сотворить из березы? (Лапти.) О том, как береза давала «во всю ночь свет», мы знаем из сказок и песен. (Лучина – тонкая длинная щепка от сухого полена.) Что значит «всему миру масло»? Речь идет о смазочном материале. Тележные оси, чтобы колеса не скрипели, смазывают дегтем.
Мощное дерево до 30 м высотой, с широкой плотной кроной. Кора ствола ярко-белая, у молодых деревьев — розоватая, легко шелушится листообразными, поперечными полосками.
Свое название «бумажная» получила за белизну коры. Молодые побеги пушистые, позже голые, темно-коричневые, блестящие. Листья яйцевидной формы, крупные Растет быстро, морозостойка, к почвам неприхотлива.
Очень декоративный североамериканский вид. Дерево до 25 м высотой, в молодости с пирамидальной кроной, у взрослых растений — с округлой, со свисающими веточками. Кора ствола темная, вишнево-красная (отсюда и название «вишневая»). Молодые побеги слегка опушенные, позже голые, красно-коричневые. Замечательны ее продолговато-яйцевидные, крупные, красивые листья,. В молодости они шелковистые, опушенные, взрослые — сверху ярко-зеленые, блестящие, снизу тускло-зеленые, опушенные по жилкам; осенью становятся красновато-желтыми, очень эффектными. В молодости растет быстро, зимостойка. Долговечна.
Родина Скандинавский полуостров. Красивое дерево, сходное по облику с березой плакучей, но отличается от нее глубоко рассеченными листьями с неравнозубчатыми краями. Имеет изящную декоративную форму— с плакучими ветвями и мелкими и тонко рассеченными листьями.
Растет по всему Дальнему Востоку, в Монголии, Северном Китае. Дерево до 25 м высотой с широко раскидистой, ажурной кроной. Легко отличается от других видов оригинальной корой: у молодых деревьев она розоватая или даже чуть красноватая, у старых — темно-серая, иногда даже черно-бурая, растрескивающаяся вдоль. Береста периодически отслаивается и частично опадает, часть ее остается висеть клочками, создавая впечатление курчавости. Листья овальные, темно-зеленые, осенью — желто-бурые
Родом из Северной Америки. Декоративна крупными размерами (до 30 м), интересной окраской коры — серебристо-серой или светло-оранжевой, на старых стволах — красновато-коричневой и формой листа, похожего на листья граба, осенью своеобразного желтого цвета.
Растет преимущественно на болотистых и сыроватых местах, часто образуя заросли — ерники. Относится к группе кустарниковых берез, высота которых не превышает 2,5 м. Ветви прямостоячие. Кора стволов белая. Листья яйцевидные или эллиптические, мелкие, с округлым основанием, ярко-зеленые. Плодущие сережки прямостоячие, на ножках.
Дерево до 15 м высотой, с чисто-белым стволом, не образующим в основании темную корку; с широковетвистой кроной, образованной вверх направленными ветвями. Кора молодых ветвей гладкая, красновато-бурая, позже чисто-белая. Молодые побеги пушистые. Листья блестящие, яйцевидные или ромбические, в молодости клейкие и душистые.
Растет по пустынным долинам горных рек и болотам Западной Сибири, Алтая. Дерево до 15 м высотой, нередко низкое и корявое, растущее в виде кустарника. Декоративным достоинством вида является желтовато-серая, иногда розовая кора, небольшие листья и своеобразная по форме крона.
Наиболее пригодна для суровых условий произрастания. Одна из отличительных особенностей этого вида — исключительная теневыносливость. Молодые растения могут развиваться только в тени. Лохматый ствол, покрытый блестящей светло-желтой корой, своеобразная форма кроны придают ей оригинальный вид .
Представитель горных склонов, прогалин, осветленных мест темнохвойных лесов субальпийского пояса Восточной Сибири, Дальнего Востока. Совершенно непохожее на наши березы дерево, до 15 м высотой. Примечательным является наличие опушения на молодых веточках, а также шерстистые или даже войлочно-опушенные почки. Плодущие сережки вверх направленные. Листья широкоовальные, сверху по жилкам рассеянно-волосистые.
Распространена на Камчатке, Командорских островах, Сахалине. Дерево до 15 м высотой, с широко раскидистой кроной. Кора ствола разнообразно растрескивающаяся, темно-серого, буроватого, каштаново-серого цвета, часто висящая на стволах и ветвях лохмотьями. Побеги густо бородавчатые. Листья яйцевидные, сверху темно-зеленые, снизу бледнее. Свое второе название получила за способность развиваться на каменистых местах, где другие березы не растут.
Особая форма березы бородавчатой с утолщениями (наплывами) на стволе и узорчатой мраморовидной в разрезе древесиной. Произрастает главным образом в лесах Карелии.
О карельской березе немало спорили. Но в одном все оказались единодушными: "Драгоценное, удивительное дерево!" Археологические находки в районе древнего Новгорода свидетельствуют, что еще в глубокой древности карелы платили дань кусками этой березы. Известно также, что с тех времен вплоть до недавнего прошлого в Лапландии, Финляндии и Карелии небольшие кусочки этой древесины служили разменной монетой. В Германии такую породу называли "царской березой". Швеция поставляла на английские рынки ее древесину под именем "лилейного" или "пламенного" дерева. Карельскую березу часто зовут «древесным мрамором".
Крохотная старожилка тундры - полярная березка не может похвастать ни красотой, ни отменной древесиной. Ростом она порою ниже грибов, а ствол ее не толще обыкновенного карандаша. Однако храбрости и выносливости этой березке не занимать. Ведь это она стойко выносит невзгоды суровой тундры и смело противостоит всем козням жестокой Арктики. Летом зазеленеет, зацветет, рассыплет вокруг семена, а на зиму спрячется в скудный снежный покров тундры, дожидаясь нового тепла.
Cамая распространённая - берёза повислая, которую ещё называют бородавчатой из-за того, что ветки молодых берёз этого вида покрыты бородавочками. Нижняя часть её ствола в трещинах, с чёрными продольными штрихами, ветки приспущены. Листья треугольно – ромбические, двоякопильчатые. Среди берёз преобладают деревья высотой 25-45 м, ряд видов — кустарники от крупных до мелких, вплоть до стелющихся, едва приподнимающихся над землёй. Кора у большей части берёз белая, желтоватая, золотистая, розоватая или красновато-бурая, у некоторых видов серая, коричневая или даже чёрная. Гладкая или с отслаивающимися в виде тонких ленточек или пластин верхними слоями. Кора у молодых деревьев коричневая, а с 8-10 лет становится белой. У более старых деревьев кора в нижней части ствола глубоко - трещиноватая, чёрная.
Имеет несколько форм Береза повислая "Пурпуреа" Береза повислая "Тристис" Береза повислая "Юнги"
Произрастает в дальневосточной тайге. Ее древесина не только исключительно плотная, словно железо, но и очень тяжелая. Например, рассказ дальневосточного охотника повествует о том, как два несведущих путешественника несколько дней трудились, сооружая плот из каменной березы. Но стоило столкнуть его в воду, как плот камнем пошел на дно. Многочисленные опыты показали, что железная береза не уступает по прочности многим металлам. Из железной березы изготовляют такие детали, как ползунки ткацких челноков, ее используют и во многих других случаях, когда необходима высокая прочность. У железной березы темно-фиолетовая, а в старости почти черная кора. Иногда специалисты даже отказываются считать ее березой: столь необычно она выглядит.
« Но нет на свете дерева белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег, когда он только выпал и ещё непривычен для глаз, смотревших до сих пор на чёрную ненастную землю. Мы присмотрелись, привыкли, но если разобраться, то во всём зелёном царстве нет подобного дерева, оно одно».
Береза – одно из распространенных деревьев средней полосы России, ее называют русским деревом. Она своеобразна своей белоснежной корой, удивительно красива. И растет она только в России, этой неповторимой самобытностью она и дорога всем. Поэтому, наверное, береза стала поэтическим символом России. Сказители и поэты видели в березе ту нежную женственность, ту милую и задушевную красоту, ту светлую гордость, которая звучала для них в имени «Россия». В стихотворениях русских поэтов береза сливается с образом России. : Без березы не мыслю России, - Так светла по-славянски она О. Шестинский
Чуть солнце пригрело откосы, И стало в лесу потеплей, Березка зеленые косы Развесила с тонких ветвей. Вся в белое платье одета, в сережках, в листве кружевной Встречает горячее лето она на опушке лесной. Наряд ее легкий чудесен, нет дерева сердцу милей. И сколько задумчивых песен поется в народе о ней. Он делит с ней радость и слезы, и так уж она хороша,
Береза стала символом России благодаря одному человеку. Речь идет о поэте С.А. Есенине. В его стихотворениях береза стала ассоциироваться с родным домом, с малой родиной, с русской глубинкой. Трепетно, с большой любовью и нежностью относился С.А. Есенин к русской красавице Берёза для него- это символ Родины, Руси, которую он беспредельно любит
Пушистые ветви поэт сравнивает с растрепавшимися косами, соцветия дерева – сережки – с украшением. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы, Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы.
Я навек за туманы и росы Полюбил у берёзки стан, И её золотистые косы, И холщовый её сарафан. ( С. Есенин)
С.А.Есенин одухотворяет образ березы, сравнивая ее с девушкой. У его березки «девическая грудь», вещи девушки: сарафан, гребешок, юбчонка, сережки. Береза очеловечена, она «загляделась в пруд», она вся пронизана ожиданием радости и тревоги. Как девушка, она полна мечтаний и дум. Пушистые ветви березы автор сравнивает с косами. Сияние луны на ветвях дерева напоминает поэту гребешок девушки.
На поляне, на пригорке, под окном, среди полей, Белокурые березки – символ Родины моей. Ты так мила мне до любой росинки, В твоих просторах дремлет тишина, Березовая, русская Россия, Ромашковая, добрая страна. С. Есенин Береза. Нет дерева милее и роднее. И не только потому, что она встречается в нашей стране повсюду. Скорее потому, что чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой и отзывчивой душе русского человека.
Вернулся я В родимый дом. Зеленокосая, В юбчонке белой Стоит берёза над прудом. С. Есенин
Берёзки! Девушки - берёзки! Их не любить лишь может тот, Кто даже в ласковом подростке Предугадать не может плод Сергей Есенин
«Берёза» Стихотворение – картина природы, сродни живописному пейзажу. В центре внимания – берёза в зимнем уборе: снежная кайма, белая бахрома, горят снежинки. При помощи эпитетов и метафор Есенин передаёт красоту скромной русской природы. Берёзка, как и другие предметы и явления, живёт своей особой жизнью.
Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.
Заря, как Дед Мороз или Снегурочка, обсыпает березу снегом. Каждое слово кажется единственно правдивым, потому что над словом царит ритм — величавый, эпически размеренный, и береза воспринимается, как дородная русская красавица, принакрытая шалью с серебряной бахромой.
Есенинская «страна берёзового ситца» наполнена разными образами берёзок, отражающих настроение поэта: Хорошо и тепло, Как у зимней печки И берёзы стоят Как большие свечки. «Вот уж вечер…»
Белая береза как растение привлекает многих писателей. Их удивляет белизна этого своеобразного, не похожего на других дерева. «Белые стволы молодых деревьев ярко блестят на солнце, и от этого кругом становится светлее» (Г.Скребицкий «В березовой роще»). В березовой роще всегда светло, этот свет радостью передается любому человеку, поднимает каждому настроение.
Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой… (И.А.Бунин. Листопад) …Береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе… (И.Тургенев).
В стихотворении Н.Рубцова «Березы» благодаря знакомому шелесту листьев берез у автора возникают воспоминания, переживания прожитого детства и юности. Березы – воспоминание и символ его детства и юности. Они пробуждают радостные и грустные воспоминания. Его детство и юность прошли среди этих деревьев, ее образ связан и со смертью самых близких автору людей: отца и матери.
Русь моя, люблю твои берёзы! С первых лет я с ними жил и рос. Потому и набегают слёзы На глаза, отвыкшие от слёз. Н. Рубцов
Деревья В. Рождественский Но всех милей мне девушка – береза, Пришедшая из сказок и былин, Снегурочка, любимица мороза, Аленушка пригорков и равнин.
Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В беленом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками. Люблю ее, нарядную, Родную, ненаглядную. То грустную, плакучую…. А. Прокофьев
А. Прокофьев одушевляет березу, наделяет ее человеческими качествами. Как человек она может быть разной по характеру: грустной, веселой, печальной, жизнерадостной. Ее одеяние выделяется среди остальных растений. Белая кора – красивый белый сарафан, черные пятна на коре – карманы или застежки. Прокофьев в стихотворении «Березка» использует единственный глагол – «люблю», в котором передается отношение автора к необычному дереву. Остальные строки стихотворения состоят из эпитетов, которые раскрывают и обогащают образ березы, тем еще больше подчеркивают отношение автора к нему. Сравнение березы с нарядной девушкой помогают словесно изобразить и ярко представить образ дерева «в беленом сарафанчике», …«с зелеными сережками», а используемые эпитеты «светлую, грустную, плакучую березку» помогают автору передать его мысль и эмоции.
Н.А. Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» не однажды упоминает о берёзе. Весна уж начиналася, Берёзка распускалася, Как мы домой пошли.
У М.Ю. Лермонтова представление о родине прочно связано с чувством повсеместной печали российских деревень с их дрожащими ночными огнями, а рядом вставала дневная, милая сердцу картина: Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь жёлтой Чету белеющих берёз.
Особую прелесть “зимней березы” создал А.Фет: Печальная береза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она. «Печальная берёза…»
В стихах Сурикова о природе чувствуется глубокая душевная боль: Кусты и тощие берёзы Стоят, как грустный ряд топей, И капли, крупные, как слезы Роняют медленно с ветвей. «В телеге тряской и убогой»
Много могли бы рассказать о войне березы. Они видели, как в 1941 году обрушились на нашу землю свинцовые дожди, горели города, села, леса и поля. И вместе с народом на защиту встали деревья. Деревья тоже воевали, как стяги, голову подняв, Где нужно, гордо умирали, с груди своей листву сорвав. Земли родной тревоги, беды по-настоящему поняв, Они смотрели на свет белый, корнями Родину обняв. Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучших свидетелей не найти. Последний поцелуй и привет умирающие солдаты посылали ей, березе, как символу Родины.
Я помню, ранило березу Осколком бомбы на заре, Cтуденый сок бежал, как слезы. По изувеченной коре. За лесом пушки грохотали, Клубился дым пороховой. Но мы столицу отстояли, Спасли березу под Москвой. И рано-раненько весною Береза белая опять Оделась новою листвою И стала землю украшать. И с той поры на все угрозы Мы неизменно говорим: «Родную русскую березу В обиду больше не дадим!»
В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березу, и чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве. Война прошла, но подвиг вечен. Как цепь сражавшихся солдат (Кто опален, кто изувечен) – Березы русские стоят. Стоят, как прежде, белоноги, И люди, – боже, их прости! – Пришли, чтоб выровнять дороги, Срубить березы на пути. Один сказал с улыбкой: «Ну-ка!» – И хвать по дереву сплеча. Топор сорвался с резким звуком, Свинец тяжелый повстречав. Застыли люди. Значит, скольких Спасли березы, что в рубцах! В стволах засели те осколки, В. Потемкин
За селом, вдали, на перекрестке полевых, едва заметных троп Я узнал солдатские березки, у которых рыл себе окоп. И невольно вспомнил, как стонали ветви их от взрывов и огня… Возле тех березок подобрали чуть живым товарищи меня. С той поры с любовью о березках говорили часто мне бойцы: “Ты бы злую смерть не пересилил, ты бы тяжких ран не перенес, Если б мы тебя не напоили светлыми слезинками берез”…
Все художники слова чувствовали безусловное очарование берёзы. А.С.Пушкин писал П.А.Вяземскому дождливым летом 1825 года: «Наслаждаюсь душным запахом смолистых берёз…», а в путевых записках времён первой ссылки оставил щемящее замечание о встреченной в Крыму берёзе: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была берёза, северная берёза! Сердце моё сжалось…»
Не обошли вниманием белоствольную березку и русские композиторы. Когда М.И.Глинка возвращался на родину, переехав границу, остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой березке.
Без березы не мыслю России, – Так светла по-славянски она, Что, быть может, в столетья иные От березы – вся Русь рождена. Под березами пели, женили. Выбирали коней на торгах; Дорогих матерей хоронили Так, чтоб были березы в ногах. Потому, знать, березы весною Человеческой жизнью живут: То смеются зеленой листвою, То сережками слезы прольют.
« Берёзка, солнце и Россия живут и вечно будут жить». Я. Шведов
Бакшеев Василий Николаевич «Голубая весна»
Герасимов Сергей Васильевич «Лед прошел»
Саврасов Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели»
Куинджи Архип Иванович «Березовая роща»
Бялыницкий – Бируля Витольд Каэтанович «Задумчивые дни осени»
Пластов Аркадий Александрович «Сенокос»
Левитан Иссак Ильич «Золотая осень»
Исаак Левитан Весна-большая вода
Худяков Алексей
Щербаков Александр
Иванов Владимир. Берёза дубу говорила
Федор Александрович Васильев Березовая роща к вечеру
Берёза занимает почётное место среди растений, дающих долгосрочные прогнозы погоды. Вот какие существуют с древних пор приметы. Если весной из берёзы течёт много сока – лето будет дождливое; сок замёрзнет – будет захват на хлебе. Если берёза раньше клёна опушается – жди сухого лета, а если клён раньше берёзы – мокрого. Если весной берёза раньше ольхи листья выкинет – лето будет тёплое и сухое, а если первой распустится ольха – замучают холод и дожди. Если осенью листья берёзы начинают желтеть с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу – поздняя. Если берёзы долго сохраняют зелень вверху, в то время как снизу листва уже облетела, жди ранней зимы и хорошей весны.
Лопаются сережки у березки – время сеять хлеб. Овес сей, когда береза распускается. Если весною береза перед ольхою лист распустит, то лето будет сухое. Если ольха наперед – мокрое. Из березы течет много сока – к дождливому лету. В начале октября с берез лист не опал – снег ляжет поздно.
. Зелена, а не луг. Бела, а не снег. Кудрява, а не голова. В белом сарафане Стала на поляне. Летели синицы, Сели на косицы. Клейкие почки, Зеленые листочки. С белой корой Стоит под горой Стоит красавица на поляне: В белом сарафане, В зеленом полушалке Стоят в поле сестрицы: Платьица белены, Шапочки зелены. Летом цветет, Зимой греет. Настанет весна Потечет слеза.
На каком дереве две коры вместо одной . Сверху кора белая да тонкая, а снизу – черная да корявая Стоят столбы белены, на них шапочки зелены Беленькие палочки, зеленые махалочки Кудревата, беловата, наклоняется у хаты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Какое русское, какое милое дерево – береза. Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Береза – это воистину крестьянское дерево, в ней есть все: и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и холщовая рубаха. Береза прекрасна в любое время года. Она, как девица-красавица, меняет свои наряды. Осенью надевает золотые платья, зимой укутывается в пушистые белые шубы, весной и летом наряжается в нежно-зеленые сарафаны с кокетливыми сережками.
Березу называют красавицей русских лесов. Стройная, с тонкими поникшими ветвями и нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. Поэтический образ березки складывается из традиционных эпитетов – белая, кудрявая, метафор – у березы сережки. Но одновременно каждый поэт видит березку по-своему. У многих поэтов и писателей береза является символом России, из-за женственности, милой красоты, неповторимой самобытности.
Русская береза всегда была и остается символом нашей Родины. Её образ вечен. Её роль - быть символом Родины – не менялась на протяжении столетий, так как именно она давала русскому человеку тепло, одежду, здоровье, предметы домашнего обихода и многое другое. Именно поэтому с берёзой связаны обряды, проводившиеся во время праздников, огромное количество загадок, пословиц, заговоров, примет... К образу березы часто обращались и обращаются русские писатели, художники, композиторы. Хороша береза во все времена года и в любую погоду. Русскую красавицу запечатлели на своих полотнах художники Пластов и Левитан, Куинджи и Саврасов, Грабарь и Шишкин. Все эти картины очаровывают нас свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни.
«…кажется, в шуме березы есть русская наша душа…»
. И столько задумчивых песен Поется в народе о ней! Он с ней радость и слезы, И так уж она хороша, Что кажется – в шуме березы Есть русская наша душа
Использованные ресурсы 1. В.П.Аникин. «К мудрости ступенька». М.1988. 2. В.В.Коржан. «Есенин и народная поэзия». Л.1969. 3. С.И.Львова. «Уроки словесности». М.1997. 4. Н.И.Неженец. «Поэзия народных традиций». М.1988. 5. «Сергей Есенин. Проблемы творчества». Сборник. М.1978. 6. П..Юшин. «Поэзия Сергея Есенина 1910 – 1923 г.» М.1966. 7. Л.Г.Юдкевич. «Лирический герой Есенина». К.1971. http://ru.wikipedia.org/wiki/Берёза http://www.big-tree.ru/trees/deciduous/betula/ http://www.rasteniya-lecarstvennie.ru/218-derevo-bereza-boro… http://genscreen.ru/medics/2674__p5.php http://www.consmed.ru/berezovye-pochki/ http://bereza.selfnews.ru/zpage_134.htm http://www.treeland.ru/article/garden/vyd/vidy_berez.htm http://www.land-of-tree.ru/vidy_berez.htm