Муниципальное учреждение «Управление образования» Нурлатского муниципального района РТ МОУ средняя общеобразовательная школа №2 г.Нурлат Нурлатского муниципального района РТ Исследовательская работа на тему: Бабочка-капустница Работу выполнила: ученица 2 «А» класса Сахапова Эльвира Руководитель: Иванова Клавдия Алексеевна
Цель:Понять смысл чудесных превращений бабочки.Задачи:-изучить стадии развития бабочки-капустницы;-наблюдать за бабочкой на разных этапах жизни;-найти ответ на вопрос «Пользу или вред приносят бабочки – капустницы?»Методы исследования:-изучение литературы;-наблюдение;-анализ;-вывод.Сроки исследования:апрель-октябрь 2009г.
Бабочки - это крупная группа насекомых,которую можно найти повсеместно в лю-бом регионе мира. Вместе с мотыльками они составляют отряд чешуекрылые.Существует достаточно много разновидностей бабочек.
Бабочки делятся на две группы - дневные и ночные.
Тело бабочки разделено на:головугрудьбрюшкокрыльяусики3 пары ножек Большие выпуклые глаза бывают белого, желтого, оранжевого, красного, и коричневого цвета.
Исследовательская частьПрочитанная мною литература удивительных превращений бабочки, настолько потрясла меня, что я захотела убедиться во всем сама.А за кем же наблюдать, не отходя далеко от дома,как не за бабочкой-капустницей?! Бабочка-капустница, Ты моя союзница! Спозаранку День-деньской Ты порхаешь надо мной.. Я сачок в траве припрятал: Вот достану - И тогда... Эй, капустница, куда ты? Эй, красавица, куда?
23 мая, выйдя в огород, я присмотрелась к капустным грядкам: летают ли над ними капустницы.Крупная белая бабочка заметна издали, увидеть ее легко. Кто летает: самец или самка? Различить их нетрудно: у самки посредине передних крыльев есть черные пятна, у самца таких пятен нет.Порхая над капустой, самка ищет лист, на котором ей удобнее устроиться. Капустница откладываетяйца на нижнюю сторону листа .
Я осторожно подошла к грядке. Бабочка тем временем села… и сразу исчезла. Хорошо присмотревшись, я нашла ее и начала наблюдать за ней. Одно неловкое движение, и бабочкаиспугавшись, улетела.Я осмотрела листок.На нем обнаружила кучку бледно окрашен-ных яиц. На следующий день, я посмотрела натот листок и увидела, что яички, из очень бледных стали лимон-но-желтыми. Через несколько дней онипосерели.
Я регулярно наблюдала за яйцами. На девятый день на томлисте капусты я обнаружила мно-жество маленьких гусениц, которые тесно прилегалидруг к другу.Они были не ярко окрашены и неза-метны.
Спустя некоторое время они расползлись и начали объедать срединные части листа, а потом и края.
А один раз я увидела какие-то кожицы, и узнала, что так линяет гусеница. Они много раз увеличивают свою массу, попутно сбрасывая очередные, уже слишком тесные шкурки. Взрослая гусе-ница сталасиневато-зеленойс желтымиполосками.
Через несколько дней я увидела, что некоторые гусеницы ползут по земле, а кое- какие уже были на заборе, на стенах. Как выяснилось позже, гусеницы, взбираясь на высоту шесть-десять метров, ткут шелковую подушечку,Обвязываются шелковис-тым пояском и вверх голо-вой замирают. Это и естькуколка. Она почти непо-движна, не питается; жел-товато—зелёная, с чёрны-ми пятнышками, точками ибугорком на спине. Детство на этой стадии заканчивается.
Через 17 дней я нашла уже пустой кокон.К сожалению, увидеть, как бабочка вывеласьиз кокона, я не смогла. Да и вряд ли это возможно. Видимо, когда бабочка сформировалась в коконе, она разорвала его, расправила крылышки и улетела. Теперь она- взрослое насекомое, и ее цель-продолжение рода. Детки этих бабочек,дойдя до последней стадии развития, тоесть, перезимовав в виде кокона, увидят свет лишь только следующей весной.
Таким образом, я проследила весь цикл развития бабочки- капустницы, который состоит из четырех стадий:яйцо гусеница куколка бабочка (имаго)Получается такой круговорот.
Бабочка-капустница слыветсвоей прожорливостью, и многим садоводам доставляет большоенеудобство. На теле гусениц есть железы, выделения которых вызы-вают раздражение кожи у человека. Отмечены случаи гибели и отравле-ния птиц, которые поедали гусеницкапустницы.Хрупкие и прекрасные созданияолицетворяют безграничнуюфантазию природы. Бабочки- лучшие опылителирастений после пчел. А неко-торые цветы вообще опыля-ются только бабочками. Толь-ко им под силу опылять расте-ния с очень глубокими цветками.
На протяжении всей моей исследовательской работы, я неоднократно задумывалась над вопросом:только ли капусту ест бабочка-капустница? Я опросила своих одноклассников. Мои результаты таковы:1.Не только капусту, но и другие листья.
Чтобы узнать, кто из ребят прав, я решила провести эксперимент. Поместила гусеницу бабочки-капустницы в банку и поочередно клала туда листья свеклы, березы, крапивы, моркови. Ни к одному из них, гусеница непритронулась. А лист капусты погрызла. Что же есть в капусте такого, чего нет в других листьях? Тогда я смочила кусочек бумаги капустным соком и по-ложила его в банку с гусеницей. Удивительно, но кусочек бумаги был съеден. Так же был съеден и лист редьки. В энциклопедии я узнала, что капуста и редька относятся ксемейству крестоцветных, в которых есть особые веще-ства - синигрин и синальбин, придающие соку своеобраз-ный горьковатый вкус. Их запах и привлекает капустниц.С результатами своего эксперимента я поделилась содноклассниками.
В ходе проведения исследовательской работы, я убедилась,что бабочка и гусеница- это две стадии развития одного насекомого, изучила большой материал, а проделав экспе-римент, узнала, почему же бабочка-капустница ест именно капусту. Наблюдать за этим насекомым было очень инте-ресно. Благодаря этому, я научилась не просто смотреть, но и ВИДЕТЬ, как живет природа.
Способы борьбы с гусеницами капустницы:-в десяти литрах воды растворить 3 столовые ложки 9%-ного уксуса и опрыскивать растения.-набрасывать на грядку мелкоячеис-тую сетку.-поливать грядки таким раствором: на10 л. — 2 ст.л. горчицы, 2 ст.л. пова-ренной соли и 1 ч.л. перца.-можно высадить между капустными грядками растения с резким запахом,чтобы перебить капустный запах, ко-торый привлекает вредителей.-опрыскивать настоем лопуха или одуванчика 3 — 4 раза с интервалом в 5 — 7 дней. -использовать зубную пасту, разведенную водой.
Спасибо за внимание!