Видеопроект Тема: «Раннее обучение иностранному языку» 2006-2007 учебный год Авторы проекта: слушатели курсов учителей английского языка школ Успенского района Руководитель проекта: Ищенко А.А. Состав проектной группы: Корниенко Н.В., Прокопова М.Г., Степаненко Г.Н., Бондарева Г.Г. и др. Научный руководитель проекта: старший преподаватель, методист Кокорина Л.А. Ведущая кафедра: кабинет гуманитарных предметов АФГОУККИДППО 900igr.net
Консультанты: Кокорина Л.А. Мелешкина А.С. Кара А.П. Шерихова И.Я. Мурашова Г. В. Первакова Е.С. Жанр проекта: видеопроект График работы над проектом: в течение 3х сессий курсов Материально-техническое обеспечение проекта: медиапроектор, аудиопроигрыватель, телевизор, видеокамера, цифровой фотоаппарат Оценка содержания проекта: Оценка оформления проекта: Оценка презентации проекта:
С какой целью? Что? Зачем?
«Модернизация структуры и содержания языкового образования» «Чем раньше мы начнем преподавать иностранный язык детям, тем раньше познакомим их с миром детей, говорящих на других языках». Р.Фройденштайн
Тот факт, что в новой модернизированной школе иностранный язык предлагается изучать со 2-го класса, является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности предмета для реализации перспективных задач разностороннего развития личности. Именно в этот период у учащихся закладывается фундамент языковых и речевых способностей, необходимых для последующего изучения иностранного языка как средства межкультурного общения, что является основной целью обучения иностранному языку в школе. Начальная школа – первая ступень в реализации основной цели учебного предмета «Иностранный язык», здесь закладываются основы коммуникативной компетенции.
«Особенности раннего обучения» “Take care of the first two stages and the rest take of itself” H.Palmer
Задачи: Понимать на слух речь учителя, одноклассников Участвовать в элементарном диалоге Кратко высказываться на темы для начальной школы Освоить продуктивный лексический минимум в объеме не менее 500 ЛЕ Овладеть техникой чтения вслух Писать краткое поздравление, личное письмо Освоить элементарные сведения о стране изучаемого языка Преимущества Более быстрое запоминание языкового материала Отсутствие языкового барьера Небольшой опыт речевого общения на родном языке
Условия успешного обучения Методически грамотный учитель Использование современных технологий Уместное использование игровых приемов и наглядности Ощущение психологического комфорта, радости, потребности и готовности к обучению на уроке Знание психолого-педагогических особенностей учащегося младшего школьного возраста
«Новые образовательные технологии» Метод проектов Обучение в сотрудничестве «Языковой портфель» ученика
Метод проектов «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Принимать самостоятельные аргументированные решения. Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Обучение в сотрудничестве Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях
Что такое обучение в сотрудничестве? Новая философия и парадигма образования, основанная на принципах гуманистической личностно-ориентированной педагогики Технология обучения, основанная на специфических принципах организации образовательного процесса в малых группах
«Языковой портфель» ученика «Портфель ученика – это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика. Это комплект документов, самостоятельных работ учащегося.»
Портфель оформляется по 9 пунктам: Титульная страница Краткая история успехов ученика Записи, доклады, домашние работы Контрольные, самостоятельные работы Тесты Использование информационных технологий Групповой проект Моя любимая работа Оценка родителей
«Песня как мотивация для изучения иностранного языка» «Музыка, воображение, фантазия, сказка, творчество – такова дорожка, идя по которой, ребенок развивает свои духовные силы» (В.А. Сухомлинский)
Песни на уроке оживляют преподавание, вызывают положительные эмоции как условия мотивации для изучения ИЯ, служат лучшему усвоению лексико-грамматического материала. Разучивание песен на ИЯ оказывает большую практическую помощь учителю, помогая активизировать учебный процесс, стимулируя интерес учащихся к иностранному языку.
«Игровые технологии на уроках иностранного языка» Существует такой подход в преподавании иностранного языка, известный в зарубежной методике как «Accelerated learning». Он основан на последних достижениях нейро-психологии, психолингвистики и теории познания. Согласно этой теории обязательным условием для быстрого и качественного усвоения материала является эмоциональный комфорт и повышенный интерес к предмету изучения. Повышенный интерес – это и есть игра!
Игра как основной способ обучения иностранному языку на начальном этапе позволяет представить все упражнения как коммуникативные. Важен развивающий и обучающий потенциал игр. С точки зрения обучающего аспекта игры помогают овладеть всеми четырьмя видами речевой деятельности, а также сформировать конкретные лексические, грамматические, произносительные, орфографические навыки и речевые умения.
«Методическое содержание на начальном этапе. Зарубежные и отечественные методики» «Основа для построения урока – это совокупность научных положений, определяющих его особенности, структуру, логику и приемы работы. Эту совокупность мы называем методическим содержанием урока. Методическим содержанием современного урока должна быть коммуникативность.» Е.И. Пассов
Зарубежная методика Принципы коммуникативного подхода: В процессе обучения учащиеся включаются в познание окружающего мира Учащиеся принимают активное участие в процессе обучения и познания Учащихся просят выразить собственное мнение, чувства, поделиться опытом
Учащиеся принимают участие в деятельности, имитирующей реальные ситуации Поощряется совместная работа учащихся Учащиеся несут ответственность за результаты обучения и развивают у себя умение учиться Роль учителя различна в зависимости от задачи на каждом этапе урока (носитель информации, наблюдатель, консультант)
Отечественная методика Обучение иноязычному устно-речевому общению в начальных классах – самый главный раздел методики обучения. Устно-речевое общение в качестве составляющей практической цели настолько важна, что находит свою специальную и довольно подробную расшифровку в таком компоненте дидактической структуры раннего обучения ИЯ, как содержание обучения.
«Планирование урока в условиях личностно-ориентированного обучения» “The mediocre teacher tells. The good teacher explains. The superior teacher demonstrates. The great teacher inspires.” William Arthur Ward, the British novelist
УРОК Дидактическая структура Коммуникативная структура Логико-психологическая структура Цели Содержание Формы Методы Пед.условия Результаты Логическая последовательность учебных действий учителя и учащихся Речевые ситуации Речемыслительная активность
«УМК нового поколения для начальной школы»
«Лингвострановедческий аспект в обучении английскому языку младших школьников» Лингвострановедческий аспект и культурология занимают огромное место в раннем обучении иностранному языку. Обострение интереса к феномену культуры, взаимодействие и взаимосвязь проблемы «культуры и языка» нашли своё отражение в идеях лингвокультурологии. Это научная дисциплина синтезирующего типа, рассматривающая культуру и язык как совокупность единиц. Она открывает путь к познанию через совокупность имён вещей. К ним относятся названия предметов, понятий, концептов, не встречающихся или встречающихся в другом варианте у членов русской лингвокультурологической общности.
Для современного поликультурного развития школьников средствами иностранного языка характерно: Междисциплинарное ознакомление с социокультурным портретом Европы, общеевропейской культурой и культурным европейским многообразием; открытость в отношении к другим культурам, к изучению и уважению традиций и обычаев других народов, готовность к достижению понимания, нахождению взаимных интересов, к уходу от культурных предрассудков.
«Информационные технологии в обучении иностранному языку в начальной школе» Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…
Информатизация образования деятельностный процесс все более полного овладения информацией как важнейшим ресурсом развития с помощью средств информатики с целью кардинального повышения интеллектуального уровня цивилизации и на этой основе - гуманистической перестройки всей жизнедеятельности человека
«Развитие памяти как условие успешного обучения иностранному языку в начальной школе» «Память в младшем школьном возрасте становится мыслящей» Б. Эльконин, 1989 г.
Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации Типы и виды памяти Память не может существовать сама по себе. Она формируется и проявляется в том или ином виде человеческой деятельности. По тому, на какую форму жизнедеятельности направлена работа памяти, можно определить ее тип. 1) по степени произвольности произвольная непроизвольная (запоминание с установкой) (запоминание без установки)
2) по осмысленности механическая смысловая (повторение материала (осмысливание запоминаемого без его осмысливания) материала) 3) по времени кратковременная долговременная оперативная (запоминание на (длительное хранение (запоминание короткий срок) информации) в деятельности)
4) по чувственной модальности наглядно-образная словесно-логическая (фиксирует действия, (фиксирует слова, понятия, операции) определения) эмоциональная наглядно-действенная (фиксирует чувства, (запоминание изображений, переживания, цветов, звуков, лиц) эмоции) Способы запоминания: 1) рациональный (установление смысловых связей внутри запоминаемого материала) 2) механический («зубрежка») 3) мнемотехнический (способ опосредованного запоминания несмысловой информации: ряды слов, даты, имена и т.д.)
«Технология этнокультурного воспитания» Человек, понимающий свою культуру, сможет понять культуру другого народа и вступить с ней в диалог. Все культуры имеют характерные признаки: почтение к мужчине, любовь к женщине, уважение к старости, забота о младших. Дети должны понимать язык доброты, совершать красивые поступки, уметь веселиться, но помнить о деле, беречь дружбу, любить и ценить семью и Родину.
«Реализация принципов здоровьесберегающей педагогики в профессиональной деятельности» Здоровье индивидуума- это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Физическое благополучие- это отсутствие болезней или физических дефектов у ребёнка, соответствие биологического возраста календарному, гармоничный рост и развитие ребёнка. Душевное здоровье – это состояние психологического, нервно-психического и психического благополучия. Социальное здоровье- это возможность усваивать ребёнком программу образования и находиться в коллективе.
Таким образом обязательными направлениями здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений должны стать: 1 рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями; 2 рациональная организация двигательной активности учащихся; 3 система работы по формированию ценности здоровья и ЗОЖ; 4 организация рационального питания учащихся.
«Конвенция о правах ребенка» «В своей работе любой педагог должен в первую очередь руководствоваться Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка и Законом РФ «Об Образовании»
Конвенция о правах ребенка СТАТЬЯ 13 1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка. 2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы: а) для уважения прав и репутации других лиц; или б) для охраны государственной безопасности или общественного порядка или здоровья, или нравственности населения.
Ответы на вопросы: С какой целью мы пришли на курсы? Научиться методам и приемам работы в начальной школе. Что мы узнали? Осознали цели и задачи раннего обучения ИЯ как одной из сторон модернизации образования. Овладели эффективными методами и приемами коммуникативно-речевого развития детей.
Научились проектировать целостный учебно-воспитательный процесс, направленный на развитие личности младших школьников. Научились целенаправленно отбирать подлежащий усвоению детский культуроведческий материал и средства обучения. Ознакомились с методами, приемами и средствами, способствующими повышению у детей мотивации к изучению ИЯ.
Усовершенствовали навыки работы с младшими школьниками с учетом их психо-физиологических особенностей. Ознакомились с различными УМК нового поколения для начальной школы. Нас ознакомили с принципами здоровьесберегающей педагогики и технологий этнокультурного воспитания Зачем нам все это нужно? - Мы полны энергии применять полученные знания на практике.
Отзывы слушателей: Ищенко А.А. «Я овладела новыми педтехнологиями, получила мощный креативный заряд для дальнейшей работы и нашла единомышленников» Воронова Т.В. «Получила реальную методическую помощь как практикующий учитель!» Бондарева Г.Г. «Курсы – это заряд бодрости на будущее!»
Педприемы – это клёво! Креативность – это круто! Мы узнали все об этом В стенах вашего института! Адрес: г. Армавир, улица 30 лет Победы, 15 тел.: (237) 5-72-90 E-mail: [email protected] www.afkkidppo.nm.ru