Мнемотехника как способ активизации лексики на уроках английского языка ДРОЗДОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНАГатчинская СОШ N 8 «Центр образования»Учитель английского языка высшей категории
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ.Групповые технологии обучения иностранным языкам.Проектный метод обучения иностранным языкам.Модульное обучение иностранным языкам. Проблемный метод обучения иностранным языкам.Разноуровневое обучение иностранным языкам.Обучение в сотрудничестве.Технология дифференцированного подходу к обучениюИгровой метод обучения иностранным языкамКейс-метод обучения иностранным языкам.
МНЕМОТЕХНИКА КАК ТЕХНОЛОГИЯ Цель - развивать и совершенствовать коммуникативную компетенцию. Задача - создавать образы и ассоциации, используя методы (приемы, средства) и формы обучения (личностно-ориентированный подход).
МНЕМОТЕХНИКА (или мнемоника) от греческого mnemonikon — искусство запоминания «Прежде всего следует тщательно упражнять память у детей, потому что упражнения памяти посредством мнемоники оказывают большое влияние не только на ученость, но и на все дела практической жизни, потому что память о прошедшем делает нас умнее для будущего» (Плутарх)
Цель – развитие воображения и памяти: слуховой, зрительной двигательной. Задачи:развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность;учить выделять существенные признаки предметов, упражнять в нахождении ассоциаций;стимулировать творческую активность.
ЛЕГЕНДА ГЛАСИТ по месту можно вспомнить информацию, имеющую конкретный образ
ИСТОКИ МНЕМОТЕХНИКИ ЦицеронДжордано БруноАристотельАлександр МакедонскийЮлий Цезарь Наполеон Бонапарт
ВЫСКАЗЫВАНИЯ О МНЕМОТЕХНИКЕ «Полезно, как занимающая духовная сила, и как приятное времяпрепровождение для молодых людей». (1838 г )«Дети очень охотно принимались за эту методу, и она укрепляла и укрепляла природную их память».«Лица, не одаренные большой памятью, при надлежащем упражнении могут достигнуть тех же самых результатов”. (Г.И. Челпанов, 1900 г.)
СЕКРЕТ МНЕМОТЕХНИКИ “Секрет” прост и всем известен – это ассоциация, т.е. связь нескольких образов.
ОТНОШЕНИЕ К МНЕМОТЕХНИКЕ Витгенштейн: “Всегда трудно принимать простые решения сложных проблем”.
Задача учителя – активизировать левое и правое полушария мозга, т.е. соединить усвоенный материал с творчеством
Мы запоминаем то, что мы читаем (10%);мы слышим (20%);мы видим (30%);мы видим и слышим (70%);мы делаем сами (90%), т.е. мы обучаемся тем лучше, чем больше чувств мы используемпри обучении.
П. Линдсей и Д. Норман делят память на:УльтракратковременнуюКратковременнуюДолговременнуюЗабывание связано с неумением вспомнить. И вотЗдесь на помощь может прийти мнемотехника, которая позволяет перенести знания в область долговременной памяти.
При помощи мнемотехнических приемов сотрудничество между разумом и чувствами всегда используется оптимальным образом:разнообразие смена деятельностиэмоциональный подъемяркая ассоциативностьдоступность и простота
Использование мнемотехники позволяет решить: задачи на развитие познавательных способностей;задачи на развитие основных психических процессов;задачи на развитие англоязычной речи – монологической и диалогической;воспитание нравственно-эстетических чувств.
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ МНЕМОТЕХНИКИ (по В. Козаренко) От частей к целому (основной принцип мнемотехники)Естественные ассоциацииИскусственные ассоциацииНавык запоминанияОбразы как инструмент для запоминания (крупные, объемные, цветные, детальные) а) опорные образы б) ассоциации-комбинацииЗакрепление в памяти (метод активного повторения)
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПОВТОРЕНИЯ Первое припоминание - через 10-60 мин.Второе – через 3 часа после последнего.Третье – через 6 часов после последнего.Четвертое – на следующий день, утром. После такого закрепления связейони могут быть сохранены в памяти около полутора месяцев. Мнемоническое повторение осуществляется не для запоминания, а для закрепления информации. Повторить слово надо 4 раза. В классике – 14 раз.
ПРИЕМ: ПЕРЕВОД СЛОВА В ОБРАЗ Например: «Cabbage» (капуста) – "кэб" (мысленно рисуем картинку: кэб объезжает город, загруженный капустой.)
СОСТАВЛЕНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ АССОЦИАЦИЙ "aubergine" (баклажан) – "обедающий джин" (мысленно рисуем картинку: представляем обедающего джина из сказки у которого на тарелке запечный баклажан.)
СОСТАВЛЕНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ АССОЦИАЦИЙ "Wind" (ветер) – "Винни Пух дарит Пятачку воздушный шарик, который уносит ветер" (мысленно рисуем картинку: Винни-Пух и Пятачок. В руках у Винни шарик. Вдруг налетает ветер и шарик улетает.)
ПРИЕМЫ: - по контрасту (антонимы), например, черный – белый (black – white, day - night); - по сходству (синонимы), например, furious → (фурия) гневливый;- по звучанию: например, pink – ink (розовые чернила), cat – fat (толстый кот), air – fair (воздух светлый); - по корню слова: например, marsh (болото) – marshal (маршал);- часть – целое: например, лицо, нос, рот … (face – nose - mouth - …);- подчинительные ответы: например, человек (мужчина) – отец, женщина – мать, man – father, woman – mother;
ПРИЕМЫ: - обобщающие: например, яблоко – фрукт, огурец – овощ apple - fruit, cucumber - vegetable;- дополняющие обстоятельства, например, идти налево, направо (left, go left); бежать быстро, медленно (fast, run fast); говорить громко, тихо (speak loudly, speak quietly).- определения: например, лиса хитрая (cunning fox), мужчина смелый (brave man),заяц трусливый (coward hare).
ПРИЕМ:СИМВОЛИЗАЦИИ cold (холодный) – образ мороженого;hot – образ дымящихся щей.
ПРИЕМЫ Кодирование через хорошо знакомую информацию. Использование английских слов из рекламы: Fairy, Spot remover, Hair Spray, Supermarket. Составление стихов. Например, стишок на правило чтения буквосочетания –sh-: I wish a dish, I think it should be a fish. Заучивание трех форм глагола : bring-brought-brought, think-thought-thought, catch –caught-caught, fight-fought-fought.Создание квази-слов (нереально существующих слов), например, для запоминания суффиксов существительных – sion – и – able (шинель)
ПОТРЕБНОСТЬ(ИНТЕРЕС)-МОТИВАЦИЯ-ВНИМАНИЕ-СОСРЕДОТОЧЕНИЕ-ОРГАНИЗАЦИЯ Если допустить, что потребность(а может быть у кого-то и интерес!) определяется учебным планом, мотивация - родителями или стремлением к хорошим оценкам, то привлечение внимания учащихся к изучаемой теме, сосредоточение его для решения поставленной проблемы и оптимальная организация необходимой информации - это задачи, решение которых остается за учителем.
ВЫВОД Мой личный опыт использования запоминания слов , кодирования сложных для запоминания грамматических структур в виде мнемонических образов, формул и схем позволяет говорить об их практической целесообразности и эффективности.
Список литературы: Г.Е.Акимова. «Память – на пять!», Екатеринбург, «У-Фактория», 2006г.А.А.Пыльцын. «Английский в семейном кругу».Источники URL:http://www.braintools.ru/article/4264http://www.braintools.ru/article/4264http://www.mnemotexnika.narod.ru http://do.gendocs.ru/docs/index-296853.html http://vasilyev-school.ru/superpamyat http://do.gendocs.ru/docs/index-296853.html#7052136