Методические особенности использования ИКТ в обучении английскому языку Алексей Васильевич Конобеев, к. пед. н., директор по развитию компании «Образовательные Компьютерные Технологии», портал www.englishteachers.ru 900igr.net
Откуда возникла потребность в ИКТ? Особенности восприятия современных детей («клиповое мышление» и способность к multitasking); Повсеместное использование новых технологий в жизни (“digital natives”); Требования ФГОС (развитие информационной и компьютерной компетенции учащихся); Новые технологические возможности в обучении.
ИКТ – определение ИКТ – Информационно- Коммуникационные Технологии Информационно-коммуникационная технология – информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации. ГОСТ Р 52653 – 2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ifap.ru/library/gost/ictedu.htm
ИКТ в обучении английскому языку Что использовать? Для чего использовать? Как использовать?
ИКТ в обучении английскому языку Что использовать? Любое ли использование технических средств на уроке будет использованием ИКТ? ТСО vs ИКТ Интерактивные презентации Обучающие компьютерные программы Интерактивные онлайн-упражнения Средства телекоммуникации
ИКТ в обучении английскому языку Для чего использовать? Для разминки (warm up) Для ввода нового материала Для отработки учебного материала Для контроля Для индивидуализации обучения Для самостоятельной работы учащихся
ИКТ в обучении английскому языку Как использовать? На уроке фронтально (компьютер + проектор, компьютер-проектор-интерактивная доска) На уроке в микрогруппах (компьютерный класс) На уроке индивидуально (отдельный компьютер или компьютерный класс) Для домашней работы (компьютер) СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" регулирует продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках (с 1 сентября 2011 года) http://safety24.narod.ru/sanitary_hygienic_2.4.2.2821-10.htm
Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках Классы Непрерывная длительность (мин.), не более просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения просмотр телепередач просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой прослушивание аудиозаписи прослушивание аудиозаписи в наушниках 1 - 2 10 15 15 15 20 10 3 - 4 15 20 20 15 20 15 5 - 7 20 25 25 20 25 20 8 - 11 25 30 30 25 25 25
ИКТ в обучении английскому языку (создаем своими руками) Интерактивная презентация – взаимодействие с учеником, упражнения true-false, отгадывание и т.д. (о создании интерактивных презентаций см. материалы мастеркласса Т.М. Капрановой «Создание эффективных презентаций» http://www.englishteachers.ru/forum/index.php?showtopic=1658&view=findpost&p=3677) Онлайн-презентация (глог и т.п.) с возможностью использовать мультимедиа и взаимодействовать с учеником (например, глог С.А. Ткаченко к учебнику Happy English.ru для 5 класса http://uchilas.edu.glogster.com/glog-9557) Онлайн-книга с возможностью использования мультимедиа, взаимодействия с учеником (например, онлайн-книга Т.Г. Митюгиной к песне In London Zoo из учебника “Happy English.ru для 3 класса http://www.zooburst.com/zb_books-viewer.php?book=zb01_50102a8457da2)
ИКТ в обучении английскому языку Обучающие компьютерные программы по английскому языку: «универсальные» и созданные к конкретным учебникам. «Универсальные» программы. Плюсы: могут использоваться отдельно от УМК, самостоятельно. Минусы: часто такие программы не выдержаны по уровню сложности лексического и грамматического материала, слабо поддерживают обучение в школе, содержат однотипные задания.
Обучающие компьютерные программы к учебникам Помогают создать ИОС, формирующую личность ученика Расширяют возможности традиционных УМК за счет дополнительных интерактивных упражнений, вариативности, ориентации на индивидуальные особенности учащихся Соответствуют авторской концепции учебников
ОКП к учебникам Обучение всем видам речевой деятельности Расширение возможностей учебника Повышение мотивации учащихся Дополнительные упражнения «Сознательное» выполнение упражнений Вариативность в рамках каждого упражнения Возможность самоконтроля Возможность самостоятельной работы Техническая простота и методическое удобство
ОКП к учебникам К учебникам “Enjoy English”: Интерактивные плакаты для 2-4 классов “Enjoy the ABC” для 2 класса (версия 2) “Enjoy English” для 2 класса (версия 2) “Enjoy English” для 3 класса (версия 2) “Enjoy English” для 4 класса (версия 2) “Enjoy English” для 5 и 6 классов (2 диска) “Enjoy English” для 7, 8 и 9 классов Электронные приложения к учебникам для 10 и 11 классов http://www.englishteachers.ru/Wares?category=25
ОКП к учебникам К учебникам “Millie – New Millennium English”: Интерактивные плакаты для 1-4 классов “Millie Starter” для 1 класса “Millie” для 2, 3 и 4 классов “New Millennium English” для 5 класса “New Millennium English” для 6 класса “New Millennium English” для 7, 8 и 9 классов готовятся к выпуску Электронные приложения к учебникам для 10 и 11 классов http://www.englishteachers.ru/Wares?category=25
ОКП к учебникам К учебникам “Happy English.ru”: Интерактивные плакаты для 2-4 классов “Happy English.ru” к учебникам 5 , 6, 7 классов “Happy English.ru” к учебникам для 2, 4, 8, 9 классов выйдут в 2013 году Электронные приложения к учебникам для 10 и 11 классов http://www.englishteachers.ru/Wares?category=25
Интерактивные плакаты Традиционные бумажные плакаты Интерактивные плакаты Статичное изображение Использует учитель на уроке Большой размер не всегда удобен для хранения Анимированное изображение Звук (слова произносятся) Используются в классе для введения нового лексического и грамматического материала Используются дома для повторения лексики и грамматики, подготовки к контрольным работам Удобно хранить
Интерактивные плакаты для начальной школы Лексический материал учебников организован по темам Грамматический материал учебников помогает создать целостное представление о грамматических явлениях Плакаты озвучены, ученики могут использовать их самостоятельно для подготовки к контрольным работам Примеры: http://www.englishteachers.ru/demo?group=ee1&demo=pee_2_4 http://www.englishteachers.ru/demo?group=millie&demo=pmillie_1_4 http://www.englishteachers.ru/demo?group=heru&demo=herup
Интерактивные плакаты
Обучающие компьютерные программы Созданы в русле авторской концепции как компоненты УМК Могут использоваться для презентации, отработки материала, контроля степени его усвоения учениками, самоконтроля Могут использоваться как на уроке, так и дома
Enjoy the ABC Знакомство с буквами алфавита (песенка про алфавит и авторские стихи) «Электронная пропись» Соотнесение буквы и ее названия Соотнесение прописных и строчных букв Запоминание алфавитного порядка (выстраивание букв и слов в алфавитном порядке) – подготовка к использованию словарей и справочников
“Enjoy the ABC” – помощь в изучении алфавита Проблема: сложно запомнить буквы, заучивать алфавит скучно Решение: презентация букв в виде коротких мультфильмов
“Enjoy the ABC” – помощь в обучении графике Проблема: дети часто путают буквы, сложно овладеть новыми движениями Решение: «электронная пропись»
“Enjoy the ABC” – помощь в запоминании названий букв Проблема: даже запомнив алфавит, дети испытывают трудности в узнавании отдельных букв по их названиям Решение: электронный тренажер, который можно использовать для многократных повторений и контроля
“Enjoy the ABC” – помощь в соотнесении прописных и строчных букв Проблема: прописные и строчные буквы не всегда совпадают по написанию, детям сложно соотносить их друг с другом. Решение: электронный тренажер с возможностью многократного выполнения и контроля
“Enjoy the ABC” – анализ Можно ли использовать приложение для ознакомления с алфавитом? Можно ли использовать приложение для обучения графике? Поможет ли приложение ребенку более эффективно овладеть алфавитом? Удобно ли вписать использование приложения в план урока? Могут ли ученики пользоваться приложением самостоятельно, дома?
ОКП к учебникам “Enjoy English”, “Millie – New Millennium English”, “Happy English.ru” Упражнения на аудирование (2-4 классы) Упражнения на отработку лексики Упражнения на отработку грамматики (включая грамматическое моделирование в ОКП к “Enjoy English”) Упражнения на чтение Упражнения – опоры для говорения Подготовка к ГИА и ЕГЭ Тесты (в электронных приложениях) Материалы для проектных работ (в электронных приложениях) Электронный журнал с записью результатов работы ученика (с 5 класса)
Методическое удобство
Понятно детям и родителям
Интерактивный грамматический справочник
Разноуровневые упражнения
Аудирование + письмо (L 8 ex 1)
Дополнительные упражнения (L26 ex 1)
Порядок предложений (U1 ex 26)
Найди нужную картинку (U2 ex 17)
Множественный выбор (U3 ex 12)
Мгновенная оценка (U7 ex 34)
Возможности самоконтроля и сохранения результатов
Информация и упражнения о России
Знакомство с культурой стран изучаемого языка
ОКП - анализ Расширяют ли эти приложения возможности учебника? Удобно ли их использовать в классе? Повысят ли они мотивацию учащихся? Облегчают ли они учителю контроль выполнения заданий? Полезно ли будет детям использовать их для домашней работы?
Интернет-ресурсы в обучении английскому языку Средства коммуникации Twitter – служба коротких сообщений (для обмена информацией и обучения письменной речи на уровне предложения) www.twitter.com Блоги (онлайн-дневники, например, на www.livejournal.com) - для проектных работ, обучения письменной речи на уровне текста Интернет-форумы – для общения, получения нужной информации Социальные сети (например, www.facebook.com) – для общения, проектных работ Специально созданные инструменты (безопасная имитация социальных сетей) – для проектных работ и контролируемого общения Службы для переписки (например, http://www.epals.com) – для поиска друзей по переписке, свободного общения Плюсы: общение в естественной среде, включая общение с носителями языка. Минусы: проблема управляемости общения с точки зрения структурирования языкового материала, проблема безопасности. Возможное решение: участие в телекоммуникационных проектах с зарубежными школами под контролем учителя, использование специально созданных безопасных сайтов, обучение школьников основам безопасности в интернете)
Онлайн-проект (пример)
Информация из интернета как основа для работы Поурочные онлайн-ресурсы на www.englishteachers.ru Интернет-энциклопедии, например http://www.wikipedia.org, http://www.britannica.com, http://www.encyclopedia.com, http://education.yahoo.com/reference/encyclopedia/и т.д. Онлайн-словари, например http://www.merriam-webster.com/, http://www.ldoceonline.com/, http://dictionary.cambridge.org/, http://www.thefreedictionary.com/ и т.д. Языковой корпус – коллекция текстов с инструментами поиска по словам и анализа частотности и сочетаемости, например http://www.natcorp.ox.ac.uk/, http://corpus.byu.edu/bnc/, http://www.americannationalcorpus.org/, http://www.ausnc.org.au/ Проблемы: достоверность и полнота информации. Решения: пользоваться информацией из авторитетных источников, основанных на репутации их создателя.
British national corpus
Книги онлайн Специально созданные онлайн-библиотеки с возможностью скачивания книг или чтения онлайн, например http://www.gutenberg.org/, http://www.planetpdf.com/free_pdf_ebooks.asp, http://www.free-ebooks.net/, http://manybooks.net/, http://www.getfreeebooks.com/, http://ebooks.adelaide.edu.au/ и т.д. Проблема: соблюдение авторского права. Решение: на сайте должно быть указание, что книги находятся в public domain, или информация о том, что книги free for educational or non-commercial use.
Аудиоматериалы из интернета Бесплатные аудиокниги, например http://librivox.org/, http://www.loudlit.org/, http://www.writing.upenn.edu/pennsound/, http://freeclassicaudiobooks.com/, http://www.free-audio-books.co.uk/categories/romance-free-audiobooks.html, http://www.audiobooksforfree.com/home и т.д. Радиопередачи и подкасты, например http://www.bbc.co.uk/radio/, http://learningenglish.voanews.com/, http://learnenglish.britishcouncil.org/en/elementary-podcasts, http://www.listen-to-english.com/, http://www.podcastsinenglish.com/index.shtml, http://www.eslpod.com/website/index_new.html и т.д. Видеокниги, например http://www.ccprose.com/ Проблема: авторское право, качество записи. Решение: на сайте должно быть указание, что книги находятся в public domain, или информация о том, что книги free for educational or non-commercial use, а аудиофайлы имеют creative commons license.
Видеоресурсы из интернета Образовательные видеоресурсы из интернета, например http://lessonstream.org/browse-lessons/, http://teachertube.com/, https://www.education.gov.uk/schools/toolsandinitiatives/teacherstv/ Видеосайты, например www.youtube.com Проблемы: нарушение авторского права на www.youtube.com, часто видео с таких сайтов удаляется. Решение: пользоваться образовательными ресурсами из пункта 1 на данном слайде
Онлайн-упражнения и генераторы заданий Образовательные сайты с упражнениями для выполнения онлайн, например http://www.englishteachers.ru/testonline, http://www.starfall.com/, http://www.englisch-hilfen.de/en/exercises_list/alle_grammar.htm, http://www.englishexercises.net/, http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/, http://www.agendaweb.org/, http://www.englishexercises.org/ и т.д. Сайты с бесплатными методическими разработками, например http://www.englishforeveryone.org/, http://www.tlsbooks.com/teacherresources.htm, http://www.englishbanana.com/downloads.html, http://www.infomat.net/1/class_room/worksheets/index.asp, http://www.usingenglish.com/handouts/, http://www.mes-english.com/worksheets/ , http://havefunteaching.com/worksheets/english-worksheets/ и т.д. Генераторы заданий, например http://www.textivate.com/ , http://www.tefl.net/esl-lesson-plans/worksheet-generator/index.htm, http://www.esl-galaxy.com/worksheetmakers.htm, http://quickworksheets.net/ и т.д. Проблема: иногда готовые задания содержат ошибки. Решение: проверить задание до того, как давать его в классе.
Онлайн-тесты и подготовка к итоговой аттестации www.ruteachers.ru www.fipi.ru http://www.cambridgeesol.org/index.html (подготовка к FCE, CAE, CPE и т.д.) http://www.ielts.org/ - подготовка к IELTS http://www.ets.org/toefl - подготовка к TOEFL
Аннотированные интернет-ресурсы для изучения английского языка Раздел «Использование интернет-ресурсов на уроке» на www.englishteachers.ru http://www.englishteachers.ru/forum/index.php?showforum=124
Ресурсы с нормативными документами и материалами для российских школ минобрнауки.рф – сайт министерства образования и науки РФ standart.edu.ru – сайт ФГОС (тексты стандартов, глоссарий, вспомогательные документы) http://www.edu.ru/ - федеральный образовательный портал (документы, методические разработки, цифровые образовательные ресурсы) http://www.fipi.ru/ - федеральный институт педагогических измерений: материалы о ГИА и ЕГЭ
Профессиональные сообщества Сообщества объединяют профессионалов и позволяют обмениваться опытом, получать советы, делиться разработками и т.п. Возможные проблемы: низкий «экспертный уровень» сообщества, коммерциализация, недостаточная свобода для членов сообщества, общий низкий уровень культуры общения. Решения: проверить наличие информации о создателе сообщества (кем и для чего создано), проверить содержание и стиль работы, наличие среди участников авторитетных специалистов, посмотреть на тон общения. Пример сообщества – www.englishteachers.ru
Информация об ИКТ На портале www.englishteachers.ru: Упражнения из ОКП для скачивания Упражнения из ОКП, языковые тесты и игры для выполнения онлайн Аннотированный список интернет-ресурсов Ссылки на полезные и безопасные сайты, не нарушающие авторских прав Консультации методистов Практические разработки и опыт коллег Мастерклассы и вебинары Профессиональные конкурсы
Подводя итоги Использование ИКТ в обучении английскому языку Методические задачи Ввод языкового материала Отработка языкового материала Контроль в обучении Информация для урока и исследовательской работы Создание проектов Дополнительные задания Развитие навыков общения Что использовать Интерактивные плакаты, ОКП, презентации ОКП, онлайн упражнения, интерактивные презентации ОКП, ЭП, онлайн-тесты на www.ruteachers.ru и др. Поурочные ресурсы www.englishteachers.ru , энциклопедии, корпус Поурочные ресурсы, ЭП, интернет ОКП, интернет-сайты Twitter, блоги, форумы, e-mail, упражнения из ОКП на развитие видов речевой деятельности