Подготовка персонала объекта к предоставлению доступных услуг людям с инвалидностью
Барьеры и способы их устранения БАРЬЕРЫ МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ Физические Архитектурная доступность Информационные Доступность информации Поведенческие Обучение персонала Несогласованность действий персонала Операционнаядеятельность объекта(процессы, политики и процедуры)
Вопросы Требования подготовки персонала, как обязательный элемент доступной среды Основные направления подготовки персонала объекта или мероприятия к оказанию услуг людям с инвалидностью Обследование уровня подготовки персонала исполнителя услуги
Требования подготовки персонала, как обязательный элемент доступной среды
ТРЕБОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА В ДЕЙСТВУЮЩИХ ДОКУМЕНТАХ 1. КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ Статья 4. Общие обязательства Государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности. С этой целью государства-участники обязуются: 1) поощрять преподавание специалистам и персоналу, работающим с инвалидами, признаваемых в настоящей Конвенции прав, чтобы совершенствовать предоставление гарантированных эти ми правами помощи и услуг.
ТРЕБОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА В ДЕЙСТВУЮЩИХ ДОКУМЕНТАХ 1. КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ Статья 13. Доступ к правосудию 2. Чтобы содействовать обеспечению инвалидам эффективного доступа к правосудию, государства-участники способствуют надлежащему обучению лиц, работающих в сфере отправления правосудия, в том числе в полиции и пенитенциарной системе.
ТРЕБОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА В ДЕЙСТВУЮЩИХ ДОКУМЕНТАХ 1. КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ Статья 24. Образование … государства-участники принимают надлежащие меры для привлечения на работу учителей, в том числе учителей-инвалидов, владеющих жестовым языком и/или азбукой Брайля, и для обучения специалистов и персонала работающих на всех уровнях системы образования. Такое обучение охватывает просвещение в вопросах инвалидности и использование подходящих усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, учебных методик и материалов для оказания поддержки
ТРЕБОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА В ДЕЙСТВУЮЩИХ ДОКУМЕНТАХ 1. КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ Статья 25. Здоровье Государства-участники d) требуют, чтобы специалисты здравоохранения предоставляли инвалидам услуги того же качества, что и другим лицам, в том числе на основе свободного и информированного согласия посредством, среди прочего, повышения осведомленности о правах человека, достоинстве, самостоятельности и нуждах инвалидов за счет обучения и принятия этических стандартов для государственного и частного здравоохранения;
ТРЕБОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАКОН О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ ст. 14 Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации. Обеспечиваются подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка преподавателей и переводчиков русского жестового языка, развитие русского жестового языка.
ТРЕБОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАКОН О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам: 8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуг и населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами. Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
ТРЕБОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ст. 8 Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания 17) организация профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников поставщиков социальных услуг; ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ ст. 79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 12. Государство в лиц е уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность
ТРЕБОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2011 - 2020 ГОДЫ обучение специалистов учреждений медико-социальной экспертизы, в том числе по вопросам этики и деонтологии при проведении медико-социальной экспертизы; обучение специалистов по реализации программ сопровождения детей-инвалидов в образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования; обучение специалистов органов службы занятости особенностям организации работы с инвалидами, в том числе по сопровождению, при решении вопросов занятости приказы по утверждению программ обучения специалистов сопровождения (тьюторы, ассистенты) и специалистов органов реабилитации и абилитации работе с инвалидами и детьми-инвалидами
ДОКУМЕНТЫ МИНТРУДА РФ Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи – Москва, 2015.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА ОБЪЕКТА ИЛИ МЕРОПРИЯТИЯ К ОКАЗАНИЮ УСЛУГ ЛЮДЯМ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
1 группа. Персонал, организующий предоставление услуг клиентам с инвалидностью
2 непоср 2 группа. Персонал, едственно оказывающий услуги людям с инвалидностью или обслуживающий персонал 16
3 группа. Вспомогательный персонал, взаимодействующий людьми с инвалидностью с
18 4 группа. Вспомогательный персонал, не взаимодействующий с людьми с инвалидностью
ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА. КОГО УЧИТЬ? Первичное обучение основам создания доступности и этике взаимодействия с инвалидами проходит весь персонал
ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА. ЧЕМУ УЧИТЬ?
ПРИМЕР РЕКОМЕНДАЦИЙ МПК ПО ОБУЧЕНИЮ ПЕРСОНАЛА Процесс обучения состоит из трех основных этапов: Общая программа изучения правовых основ, этикета общения с людьми с инвалидностью/ понимание инвалидности; Программа обучения по вопросам организации доступности (по специальности) Программа обучения по вопросам доступности конкретного объекта (-ов)
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА Цель обучения персонала заключается: в раскрытии комплексности вопроса обеспечения доступности; донесении необходимых знаний относительно важности данной области работы, до всего персонала объекта; прояснении этики общения и порядка оказания ситуационной помощи людям, имеющим инвалидность Принципы: Обучение должно проводиться в контексте других основных видов обучения по вопросам обслуживания клиентов и должно дать обучающимся навыки и уверенность, необходимые для применения своих знаний в сфере этикета при общении и обслуживании людей с инвалидностью при выполнении своих функций. Обучение должно быть эффективным, культурно уместным и должно быть сосредоточено на практическом совершенствовании, способном обеспечить высокое качество обслуживания всех людей с инвалидностью.
ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ЭТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Сосредоточиться на человеке, а не на его (ее) инвалидности Инвалиды - это прежде всего люди, а не проблемы их инвалидности. Поэтому упор всегда должен делаться на личность человека, а не его/ее инвалидность. Первая и наиболее важная задача - видеть человека как личность Необходимо помнить, что во время работы можно встретить инвалидов, которые находятся на объекте в качестве клиентов, отдыхающих, спортсменов, зрителей, персонала или представителей общественности. Их нужды могут быть разными, однако ваш подход должен оставаться тем же самым! Не следует жалеть людей с инвалидностью Люди с инвалидностью, которых вы встречаете, являются либо коллегами по работе, клиентами, покупателями, зрителями, отдыхающими, которые приехали хорошо провести время. Они — не те люди, которых беспокоит собственная инвалидность и которым нужна ваша жалость.
ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ЭТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Помните, что не все люди с инвалидностью – люди в инвалидных колясках. Хотя 10% населения являются инвалидами, только около 4% пользуются инвалидными колясками на постоянной основе. Люди с инвалидностью могут иметь какие- угодно другие нарушения. Не все люди с инвалидностью по зрению полностью незрячие, не все люди с инвалидностью по слуху ничего не слышат Общение Приятное общение необходимо для оказания помощи любому клиенту. Тем не менее, особую важность этот вопрос приобретает для некоторого числа инвалидов, например, для людей с нарушениями зрения и/или слуха.
ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ЭТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ При встрече с инвалидом: Всегда обращайтесь непосредственно к самому человеку. Никогда не говорите о вопросе, который касается человека с инвалидностью, с сопровождающим его лицом. Уважительно обращайтесь с инвалидом. Когда вы слушаете Когда вы говорите Оказание помощи инвалиду: Оказание помощи посетителям в инвалидных колясках. Оказание помощи людям с нарушением зрения. Оказание помощи людям с нарушением слуха.
ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ЭТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Корректная терминология в отношении людей с инвалидностью:
ОБУЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ НА ОЪЕКТЕ Основные зоны объекта и элементы доступной среды на них Технические средства обеспечения доступности и правила пользования ими Доступные пути передвижения основных клиентских групп посетителей объекта Роль персонала объекта в обслуживании клиентов с инвалидностью, организация взаимодействия
ПРИМЕР ОБУЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА Использовать интерактивные формы обучения, активно вовлекать весь персонал в процесс тренинга Приглашать людей с инвалидностью Основной упор на отработку практических навыков взаимодействия В случае большого количества обучаемых проводить обучение тренеров для последующего обучения персонала Использовать реальные ситуации для отработки практических навыков
ОБСЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА ИСПОЛНИТЕЛЯ УСЛУГИ
ОЦЕНКА УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА (ПРИМЕР СТАНДАРТА СДС ВОИ) Прохождение аттестации по итогам обучения в области обеспечения доступности услуг для людей с инвалидностью и других МГН. Навыки предоставления услуг людям с инвалидностью, согласно должностным обязанностям. Наличие на объекте подготовленных инструкторов прошедших курсы повышения квалификации по вопросам обслуживания людей с инвалидностью при оказании услуг.