Исследовательская работа учениц 7- б класса МОУ Дивеевской средней школы Ворониной Ульяны и Сидоровой Валерии. Руководитель: учитель русского языка и литературы Карпушова Т.И. Устаревшие слова в былине «Вольга и Микула Селянинович».С. Дивеево.2010 г.
Цель работы Изучить устаревшие слова (историзмы и архаизмы), выявить их отличительные особенности и рассмотреть их как отдельную составляющую русского языка, проанализировать устаревшие слова былины «Вольга и Микула Селянинович».
План исследования В 1 части работы были изучены понятия активный и пассивный состав лексики, устаревшие слова (историзмы и архаизмы), их роль в художественных произведениях. Во 2 части работы проанализирована устаревшая лексика былины «Вольга и Микула Селянинович». В заключении подведены итоги и сделаны выводы.
Практическая ценность работы Практическая ценность данной работы заключается в возможности её использования при изучении архаизмов и историзмов и их стилистических функций на уроках русского языка и литературы.
Активный и пассивный словарный состав языка Лексика русского языка постоянно изменяется, беспрерывно обогащается, обновляется. Одни слова живут на протяжении веков, другие — отмирают, не успев родиться, иногда приобретают другие значения. Словарный состав языка условно делят на активный и пассивный. В активный словарь входят слова, часто употребляемые, хорошо известные носителям языка. Пассивный словарь состоит из слов либо устарелых, либо, наоборот, только что появившихся и поэтому не вошедших в активный словарь, не ставших общеупотребительными. Среди устаревших слов различают историзмы и архаизмы.
Устаревшие слова Устаревшие словаИсторизмы Архаизмы
Историзмы Историзмы- это названия предметов, которые со временем навсегда исчезли из жизни. Например, кафтан, треуголка.
Архаизмы Архаизмы- это устаревшие названия предметов и понятий, которые всё ещё присутствуют в современной жизни, но по той или иной причине получили другое название. Например, чело (лоб), ветрило ( парус).
Виды архаизмовАрхаизмы делят на группы:Фонетические -- устаревшие слова, отличающиеся от современных синонимов особенностями звучания, например: младой- молодой; брег- берег; гошпиталь- госпиталь. Словообразовательные -- архаизмы, в которых употребляется устаревший суффикс, не применимый к современной лексике, например: музеум- музей; вотще- вообще. Лексические -- устаревшие слова, полностью вышедшие из обихода, на смену которым пришли современные синонимы, например: око -- глаз; уста -- рот; ланиты -- щёки.4. Семантические – архаизмы, которые на первый взгляд кажутся ясными, но имеют совершенно иное по сравнению с современным значение: человек – слуга.
Роль устаревших слов в художественных произведениях Историзмы используются в основном в специальной литературе, где служат названиями реалий прошлых эпох. Авторы художественных произведений рисуют с помощью историзмов картины прошлого, насыщая их конкретным описанием.
Роль устаревших слов в художественных произведениях Функции архаизмов в художественной литературе многообразны. Прежде всего, они, наряду с историзмами, используются для создания исторического колорита эпохи, причём это относится не только к речи персонажей, где их употребление вполне естественно, но и к речи авторской, в которой они играют роль средства стилизации. Архаизмы используются для речевой характеристики персонажей, например при передаче речи лиц духовного звания.
Роль устаревших слов в художественных произведениях Архаизмы могут придать речи оттенок торжественности, патетичности. Они широко используются в поэтических произведениях. Чаще всего для этой цели привлекаются архаизмы старославянского происхождения ( исторические церковнославянизмы). Такую функцию выполняют только те славянизмы, которые устарели для нашей эпохи и не встречаются в широком употреблении, в то время как их русский вариант общеупотребителен; ср.: голос—глас, молодой—младой. В художественных произведениях архаизмы используются как средство создания иронии, сатиры, пародии. Обычно подобный эффект достигается использованием архаизмов на фоне бытовой или сниженной лексики.
Былины Былины– произведения устной народной поэзии. В них повествуется о богатырях и народных героях. Действие былин происходит в культурных центрах Древней Руси: в Киеве, Великом Новгороде, Чернигове, Муроме, Ростове, Галиче. Былины сохранили в себе множество достоверных черт древнерусского быта и жизни. Поэтому в былинах много устаревших слов, значение которых не всегда понятно современному поколению. Изучать былины необходимо для того, чтобы знать историю своего народа, знать родной язык. В былинах осуществилась связь времён Древней Руси и нашей эпохи.
Былина «Вольга и Микула Селянинович»-- прославление труда крестьянина Былина «Вольга и Микула Селянинович» прославляет труд крестьянина. Подлинным героем былины можно назвать оратая, пахаря, Микулу Селяниновича. Сюжет былины—эпическое состязание богатыря- пахаря с воинами. Целая дружина по приказанию Вольги Святославовича не может выдернуть сошку из земли, а Микула делает это легко на удивление Вольге. Вольга на своём добром коне не может догнать Микулу, ехавшего на кобыле, которую он сам купил жеребёночком и вырастил. Таким образом, в былине даётся высокая оценка крестьянского труда, показывается превосходство пахаря над остальными.
Устаревшие имена собственные в былинеИмя Вольга филологически связано с литературной формой – Олег.Микула – древнерусская речевая форма мужского личного имени Николай.Отчество ( прозвище) Селянинович произошло от устаревшего слова селя′нин ( то есть житель села, крестьянин).
Устаревшие слова в былине «Вольга и Микула Селянинович» В былине есть и историзмы, и архаизмы.Рассмотрим историзмы.Можно выделить несколько тематических групп.Название одежды: Кафтан –русская старинная мужская долгополая одежда. Название денежной единицы: Грош –старинная монета, оцениваемая в 2 копейки.
Устаревшие слова в былине «Вольга и Микула Селянинович»Названия предметов быта, реалий, связанные с крестьянским трудом:Омешик -- сошник у плуга, подрезывает и вздымает пласт. Присошечек-- лопатка для отворота земли. О′бжи-- оглобли сохи. Сошка-- соха. Соха– примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли. Гужики-- кожаные петли в хомуте, которые с помощью дуги прикрепляют оглобли к упряжи. Рогачик-- рукоятка сохи.
Устаревшие слова в былине «Вольга и Микула Селянинович»Названия реалий Древней Руси: Дружинушка – войско князя. Получка – дань. Дань – подать с населения или налог, взимаемый победителем с побеждённых.
Устаревшие слова в былине «Вольга и Микула Селянинович» В былине представлены разные виды архаизмов. Это фонетические архаизмы: Оболока – облака Хоробрая – храбрая Лексические архаизмы: Ора′тай- пахарь О′рет- пашет
Устаревшие слова в былине «Вольга и Микула Селянинович»Сляга′ -- жердь, тонкое бревно Булатные ( омешики) -- стальныеСоловая -- вид лошади (со светлым хвостом и гривой)Скачен жемчуг – отборный жемчуг, круглый, ровныйНарекать – называть( Шилом) пяты – каблуки тонкие, как шило ( сущ. пята и пятка –родственные)
Устаревшие слова в былине «Вольга и Микула Селянинович»Словообразовательные архаизмы:Похоте′лося – захотелось Растеть-матереть – расти Чистыим полям – по чистым полям Синии моря -- синие моря Тёмныи леса -- тёмные леса Доехати -- доехать Повывернути -- вывернуть
Устаревшие слова в былине «Вольга и Микула Селянинович»Повытряхнути -- вытряхнуть До пабедья -- до полудня, до обеда Могучиих -- могучих Крестьяновати -- быть крестьянином, заниматься земледелием Конь оставается -- конь отстаёт Похваливати -- хвалить
Выводы В былине «Вольга и Микула Селянинович» употребляются и историзмы, и архаизмы. Устаревшие слова в былине служат названиями реалий, существовавших в Древней Руси. А словообразовательные архаизмы придают былине напевность. В этом проявляется особенность былин, так как былины в древности не просто читались, их исполняли, пели сказители. Пение былин сопровождалось игрой на гуслях.
Выводы Устаревшие слова помогают нам полнее и ярче представить жизнь, быт Древней Руси. Нельзя забывать устаревшие слова, так как они часть нашего языка, они связующая нить с историей нашей страны, историей нашего народа.
Используемая литератураЛитература. Учебник-хрестоматия для 7 класса. Часть 1. Автор-составитель— В.Я.Коровина. М. «Просвещение» 2009Русский язык. 6 класс. Учебник общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Москва.(Просвещение) 2010. Словарь устаревших слов. По произведениям школьной программы. Составитель: Ткаченко Н.Г. и др.С.И.Ожегов. Словарь русского языка.Д.Э.Розенталь. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. Р.П.Рогожникова, Т.С.Карская. Школьный словарь устаревших слов русского языка. По произведениям русских писателей 18-20 веков. Москва (Дрофа 2007). В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. Москва (Русский язык.– Медиа. 2007.).