МОУ СОШ имени Ю. Я. Долгих с. Круглыжи Свечинского района Кировской областиМастер – классСовременные развивающие технологии: программированное упражнение. Автор: учитель начальных классов высшей категории Лаптева Н. А.
Программированное упражнение Это программа спланированного логического хода мысли обучаемого, с учётом четырёх этапов: основание; ядро; следствие; общее критическое обоснование.Методологической основой является понятийно-деятельностный подход.
Чем меня заинтересовала эта работа? 1. Познавательная задача упражнения скрыта задачей игрового характера или опосредована игровым мотивом.2. Задания активизируют разнообразные умственные умения детей через сравнение, моделирование, установление причинно – следственных связей и отношений между явлениями.3. Упражнение обладает возможностями в проявлении индивидуальности, самостоятельности, творчества детей.4. Упражнение легко смоделировать из заданий, которые мною подобраны в ходе работы по обобщению педагогического опыта по теме «Развитие мыслительных процессов младших школьников через систему заданий и упражнений на уроках русского языка».
Программированное упражнение «Имя существительное (понятие)» 3 класс Цель: создать условия для развития и формирования понятия «имя существительное» через выполнение продуктивных упражнений на базе сформированных знаний.
Задание 1 Найди из перечисленных слов только имена существительные и запиши их в красный обруч.Врач, забежал, светило, умный, мама, помогать, волшебник, ленивый, карандаш, любить, цветы.
Задание 2 Выбери только те сведения, которые относятся к имени существительному и составь рассказ на тему « Имя существительное – важнейшая часть слова».1. Самая представительная, самая существенная часть речи.2. Эти слова ужасно разговорчивы, они очень любят рассказывать, разглагольствовать.3. Эта группа слов даёт названия различным предметам и явлениям.4. В самом имени этой группы слов содержится намёк на то, что это слово должно к чему-нибудь « прилагаться», присоединяться.5. Эти слова могут быть заместителями и замещать другие части речи.6. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти явления закреплялись в языке.7. Именно эта группа слов делает нашу речь живописной, богатой и выразительной.8. По наблюдениям учёных, эта часть речи появилась в речи людей в числе самых первых слов.
Блок-схема « Имя существительное» Выполняя различные задания, попробуй самостоятельно составить блок-схему. Начало схемы дано. часть речи; отвечает на вопросы…
Задание 3 Разделите данные существительные на две группы, объясните, по какому признаку вы это сделали.1 группа – это…2 группа – это…
Блок-схема часть речи;отвечает на вопросы КТО ? ЧТО ? ;обозначает …
Задание 4 Попытайтесь путём логического рассуждения заполнить нужными существительными пустые клетки.Что будут обозначать все эти имена существительные?
Задание 5 Разгадай существительные с помощью кроссворда. Крашеное коромысло над рекой повисло. Гаркнул гусь на всю Русь. Шёл долговяз – в землю увяз. Седой дедушка у ворот всем глаза заволок.Что будут обозначать эти имена существительные?
Задание 6 Рассмотри рисунки, на них изображены люди и животные. Из данных пар слов выбери и подчеркни существительные, отвечающие на вопрос что?. Что будут обозначать эти имена существительные?Поют - пениеБежит - бегВоет - вой
Задание 7 Даны картины художников. Запиши цвет, который преобладает на картине, а рядом – однокоренное слово: существительное(что?).Что будут обозначать эти имена существительные?
Блок-схема «Имя существительное» часть речи;отвечает на вопросы кто? что?;обозначает предмет (кто? что?), явления природы (что?), действие (что?), признак (что?).
Задание 8 Засели домики существительными: отец, кузнец, заяц, пшеница, щавель, топор, молния, ходьба, пение, стук, краснота, аккуратность, доброта ; соблюдая все правила движения, которые указаны на схеме .Какие имена существительные будут жить в красном, зелёном, синем, жёлтом домиках? Подпиши.
Задание 9 Придумай волшебный предмет, нарисуй его или сконструируй из цветной бумаги так, чтобы в нём совместились те морфологические признаки существительного, которые зашифрованы в блок-схеме.
Скатерть-самобранка На столе стоит утварь и разные кушанья (что?). За столом сидят люди, под столом – животные (кто?). Это предметы. Слышится пение (что?), тявканье, мяуканье (что?). Это действия. В небе – радуга (что?) Это явление природы. Красота! (что?) Это признак.
Спасибо за внимание!Желаю творческих успехов!