Русский язык как развивающееся явление Урок русского языка в 7 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Цель Дать представление о русском языке как явлении развивающемся и совершенствующемся Представить высказывания о языке известных писателей и исследователей языка
Высказывание о языке Вот три языка – русский, украинский и белорусский. Они братья и, так сказать, в прямом смысле: у них общий родитель – древнерусский язык. Потому они очень похожи «лицом»… Русский, украинский и белорусский – «дети» древнерусского. Он, в свою очередь, «сын» того языка, на котором говорили все славяне, когда они были еще единым народом, жившим на небольшой территории. Правда, ученые спорят о том, где эта территория находилась. Ее ищут и в нынешней Польше, и у подножия Карпатских гор, и в степях Южной Украины. Этот общий язык древних славян так и называется – «общеславянский». (А.Леонтьев)
Вопросы к тексту Какой язык называется древнерусским? Какой язык называется общеславянским? Найдите в тексте сложные слова и объясните их правописание. Объясните, почему пишется на территории, но в Польше; одно Н в слове единый; слитно НЕ в слове небольшой.
Поэтическая пятиминуткаДекабрь по-белорусски – снежань. Какая точность в слове том. В нем каждый звук пушист и нежен, И свеж и светел и весом. Оно осыпано порошей, В нем свист полозьев, блеск чудес, Оно напоминает лес, Мерцанье инея поросший. А украинское кохання Благоуханно, горячо, Как милой чистое дыханье, Согревшее твое плечо. Кохання лишь на слог длиннее, Чем емкое любовь… А вот Живет, замены не имея, Немыслим точный перевод. О, непокорность близких слов, Родившихся в соседних чащах, При общности своих основ Самостоятельно звучащих!.. Родство сплетенных языков И неизбежное различье… В корнях – биенье родников, В листве – многоголосье птичье. (Я.Хелемский) Найдите основную мысль стихотворения. Как вы ее понимаете?
Словарная работа Восточнославянский Западнославянский Южнославянский Общеславянский Древнерусский
Задание в рамках ГИАВ каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? Расцв…тать, пос…литься Р…сти, прор…сти Выст…лить, п…чатать М…ляры, г…нерал
Задание в рамках ГИАВ каком предложении знаки препинания расставлены неверно? Раздался рев двигателя, и машина резко тронулась с места. Дети нетерпеливо спрашивали: «Дедушка, что же было дальше?» В наших лесах пожалуй, нет дерева мощнее и красивее дуба. Андрей собрал учебники и тетради и отправился в школу.
Задание в рамках ГИАВ каком слове все согласные звуки мягкие? Щука Счастье Рыжий Седьмой