Двадцатое февраля. Классная работа. Тема урока: «Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных». Урок русского языка в 5 классе. Учитель: Свирская Наталья Александровна МБОУ СОШ №6 г. Торжка Тверской обл.
Цель урока: на материале, воспитывающем нравственные качества личности, обогащающем словарный запас обучающихся, развивающем их речь, изучить правило правописания гласных после шипящих и ц в окончаниях существительных, сопоставив его с правилом выбора орфограммы в корнях слов.
Запишите одним словом ответы на вопросы. Как называется плод дуба? Жёлудь 2. Какой цвет у одуванчика? жёлтый 3. Как называется предмет для чистки зубов? щётка 4. Как называется разговор тихим голосом? шёпот 5. Как называется ткань из нитей, получаемых из коконов тутовых гусениц? шёлк
Разгадайте кроссворд. Место соединения сшитых кусков. Глухой звук, шуршание. Стержень для чистки и смазки ствола оружия. Накидка на голову. Колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами зелёного цвета. 2ш о р о х 3ш о м п о л 4к а п ю ш о н 5к р ы ж о в н и к
Синтаксический разбор предложения. Добрая улыбка солнечным лучом душу озаряет. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распростр.)
В какой части слова выделены буквы о и е? После каких согласных стоят эти буквы? Определите ударение в словах. врачом борцов дворцом кольцо межой бойцов шалашом певцов товарищем горцев полотенцем сердце задачей гвардейцев репортажем юношей
Запомни: После шипящих и ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква о, без ударения буква е. врачом, свинцом товарищем, полотенцем
Поставить имена существительные, данные в скобках, в нужной форме; обозначить изучаемую орфограмму. Не железным (ключ) сер.це открывает?ся, а д.бротой. Слово коварного человека режет острым (нож) по доброму сер.цу. Жадный человек всегда недоволен (добыча). Всех (зайцы) упустишь, если сразу за несколькими п.гонишься. Каждая мать своих (птенцы) об.регает.
С.И Ожегов «Словарь русского языка». Коварство – злонамеренность, прикрытая показным доброжелательством.
Проверка. Не железным ключом сердце открывается, а добротой. Слово коварного человека режет острым ножом по доброму сердцу. Жадный человек всегда недоволен добычей. Всех зайцев упустишь, если сразу за несколькими погонишься. Каждая мать своих птенцов оберегает.
Заполнить таблицу своими примерами (по 5-7 примеров в каждую колонку) Шёлк шёпот шов шорох жёлудь Плащом ключом свечой товарищем задачей
1. Укажите ряд существительных, в окончаниях которых после шипящих пишется о. за молодц..м, под луч..м; перед выигрыш..м, над задач..й; ландыш..м, над шалаш..м, кирпич..м; с репортаж..м, с калач..м о о о о о е е е е
2. Укажите ряд существительных, в окончаниях которых после шипящих пишется е. со скрипач..м, под хлебниц..й; под блюдц..м, с товарищ..м; перед врач..м, с марш..м; за палач..м, под солнц..м. о о о о е е е е
3. Укажите предложение, в котором есть слова с орфограммой «Буквы о - ё после шипящих и ц в окончаниях существительных. Лодка вошла в камышовые заросли. На перемене я побеседовал со своим товарищем. По небу плыли свинцовые тучи. Девушки любят менять причёски. е
4. Укажите ряд, во всех словах которого на месте пропуска пишется ё. Пощ..чина, крыж..вник, щ..лкать; Ж..кей, ш..рох, расч..ска; Пш..нка, деш..вый, ш..рстка; Ш..колад, ч..рточка, ш..фёр. о о о о о ё ё ё ё ё ё ё
Работа по развитию речи. Составить небольшой текст или предложения о дружбе, взаимопомощи, включая слова с орфограммами, которые сегодня изучили и повторили. Можно использовать словосочетания: Приехал с товарищ..м, красивое лиц.., слыть удальц..м, укрыться плащ..м, разрезать нож..м, идти с поклаж..й, быть молодц..м. о о о о е е о
Итог урока. - Какую орфограмму изучили? - Правило. - Чему ещё вы учились на уроке?
Домашнее задание. §101, упр.560, по желанию: составить небольшой текст по пословице, записанной в классе.
Использованные материалы и литература: Ладыженская Т. А. Русский язык 5 класс – М.: Просвещение, 2008. Богданова Г. А. Уроки русского языка – М.: Просвещение, 2001. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т.. Методические рекомендации к учебнику – М.: Просвещение, 2001.
Автор презентации: Свирская Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №6 г.Торжка Тверской области