Пишем сочинения в разных жанрах
Маршрутный лист Классификация жанровЗаметкаРепортажИнтервьюДискуссияСтатьяЖурналистское расследованиеРецензияОчеркЭссефельетон
Заметка-это краткое сообщение о новом факте или событии.В самом названии заложена ее суть:заметить-значит выделить что-то из окружающей жизни. Её размер колеблется от десятка до сотни строк.Поводом для написания и опубликования заметки служит либо злободневность, либо новизна, либо яркость или редкость факта, выделяющие его из обыденного течения жизни.Автор сообщает, что произошло, где, когда, с кем, как, почему, выделяя главную мысль.Важнейшее требование к заметке-оперативность. Средства выразительности-оценочные наименования предмета речи,элементы интервью и репортажа, инверсия. Украшение заметки-удачный, не шаблонный заголовок .
Выпишите заголовки заметок в любом номере газеты.Проанализируйте их синтаксическую структуру. Все ли заголовки удачны?Оформите сообщение о каком-нибудь интересном факте в жанре заметки. Постарайтесь выделить тему, оттенить новизну факта.
Репортаж дает наглядное представление о событии или интересномфакте. Автор репортажа- человек, сам наблюдавший событие или участвующий в нем. Отсюда- эффект авторского присутствия.В отличии от заметки, репортаж изображает событие как процесс.Зачин «вводит» читателя в обстановку, делает её «видимой», ощутимой, определяет отношение к изображаемому и интерес кдальнейшему.Центральная часть репортажа-рассказ о событии.Концовка содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя. Репортаж может иметь повествовательный и описательный характер. Основные изобразительные средства-метафора,эпитет,ирония,глаголы чувств и мысли, создающие зримую и слышимую картинусобытия.
Сравните тексты заметок и репортажей. Какие различия в изображении событий в текстах разных жанров вы обнаружили?Вы организатор журналистского рейда по проблеме «Пермский край в 2006 году». Назовите объекты рейда, определите темы. Напишите репортаж.
Интервью-изложение событий, передача информации в диалогической форме.Содержание интервью составляют ответы собеседника на вопросы журналиста. ЗАДАЧИ интервью:1)получение новой информации; 2)обсуждение общественно важных проблем;3)создание объёмного образа человека. Структура интервью:зачин(представление собеседника, описание ситуации, в которой проходит беседа-основная часть-концовка(вывод, обращение к адресату, «прощание» собеседником). Основная часть представляет собой диалогическое единство, образуемое следующий друг за другом и вытекающими одна из другой репликами.
Определите достоинства и недостатки какой-нибудь передачи- интервью.Вам нужно взять интервью у одного из педагогов. Обоснуйте выбор кандидатуры, сформулируйте 8-10 вопросов к интервьюируемому и представьте предполагаемый текст.
Дискуссия-аналитический жанр, в котором демонстрируется столкновение различных,как правило, противопоставленных точек зрения.Дискуссия чаще всего готовится, но может возникнуть непредвиденно и быть неподготовленной. Основные цели дискуссии: выявить суть спорного вопроса,четко обозначить все точки зрения, привести к согласию, убедить.Цель ведущего- создать и поддерживать доброжелательную,конструктивную атмосферу. Виды аргументов, используемые в дискуссиях:-фактологические(проверенные, точные): научные и документальные факты; примеры( из жизни, из книг);-ценностные:( законы; мнения экспертов,очевидцев; высказывания известных личностей; народная мудрость; священное писание)..
Вам предстоит провести дискуссию на тему «Отцы и дети: гармония, сосущест-вование, вечный конфликт?» Обоснуйте актуальность этой проблемы.
Статья- аналитический жанр, предметом исследования в которомоказывается важная общественная проблема. Задача статьи- при-влечь внимание людей к этой проблеме, убедить их в справедли-вости или ошибочности какой-то мысли. Обоснование основной мысли осуществляется разными видами аргументов: объяснение причины; объяснение следствия; объясне-ние цели; обоснование с помощью аналогии; опровержение с по-мощью аналогии; опровержение антитезиса или аргумента. Статьи могут иметь различную структуру. В зависимости от то-го, как они ориентированы на полемику, выделяются два типа стат-тей: 1)без элементов полемики и 2) с элементами полемики.
Задания для учащихся Напишите статью «Роль классики в жиз- ни человека». При написании старайтесь вести диалог с предполагаемым адресатом, учитывайте его возможное несогласие с вами.
Журналистское расследование можно отнести к числу наиболее популярных жанров в современных средствах информации. Онопривлекает внимание постановкой острых социальных проблем-преступности, коррупции, наркомании и т.д. Журналистское рас-следование близко стоит к таким жанрам, как статья и судебныйочерк. Задача публикации- всестороннее исследование, изучение отри-цательного социального явления, трагического факта с тем, чтобыпривлечь внимание общественности, добиться объективной право-вой оценки
Найдите в подшивках газет материалы, которые подготовлены в жанре журналист- ского расследования.Какие проблемы под-нимает автор? На какие факты обращает внимание? Какие выразительные средстваиспользуются в тексте?
Рецензия- жанр газетно-журнальной публикации, цель которого-разбор и оценка нового художественного произведения. В рецен-зии на книжное издание обычно дается его библиографическоеописание, краткая информация о содержании, общественной про-блематике, стиле произведения, критическая оценка произведения.Рецензия, охватывающая ряд произведений, объединенных по ка-кому-либо признаку, перерастает в обозрение или обзор. Виды аргументов в рецензии:представление первичного текста( цитирование, пересказ текста,описание картины, кадра, звучание музыки, игра актеров, и т. д.),его анализ,мнение других лиц( письма читателей, отзывы специалистов, суждения известных деятелей литературы и искусства, описаниереакции реципиента).
Напишите рецензию на одно из произведений современной литературы. Составьте план.Постарайтесь избежать самой распространенной ошибки- не заменять анализ произведения пересказом его содержания.
Очерк- публицистический жанр, в котором рассказывается о реально существующих людях, о конкретных событиях. Ха- рактерные признаки жанра: активность авторского «я», разныеформы выражения оценки, изобразительность письма. Варианты начала очерка: описание места действия, внешно-сти героя, среды; эпизод из детства героя, ярко характеризую-щий личность, легенда, основная мысль которой становится основной идеей текста и т.д.
Задания для учащихся Опишите человека в минуту гнева, печали, удивления. Что в мимике человека проявляется особенно ярко?Опишите в жанре очерка одного из современных политиков.
Эссе- художественно- публицистический жанр, представляющийсобой эмоционально окрашенное изложение подчеркнуто личн-го мнения пишущего по поводу актуальной социальной, худо- жественной, философской проблемы. Текст представляет раскованное развертывание мысли, спонтанное рассуждение вслух. Отобранные факты рассматриваются всесторонне, движе-ние авторской мысли свободное. Эссе- это мир в зеркале свободно складывающей мысли рефлектирующего «я». Такимобразом, в эссе на первой план выходит не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора, раз- думья и размышления о жизни, о событиях в науке, искусстве,литературе.Поэтому в эссе отсутствуют жесткие композиционные схемы.
Задания для учащихся Попробуйте свои силы в жанре эссе. Напишите сочинение о человеке, личность которого вас привлекает.
Фельетон- сатирический жанр публицистики. Фельетон анали-зирует факты, обличает и конкретных носителей зла, и отрица-тельное в «безадресной форме».Комизм в фельетоне не допол- нительное, органически присутствующее ему качество. Смеш-ным делает фельетон сатирический ход (удачная историческая параллель, умелое сравнение с литературным образом, исполь-зование любопытного документа, оригинальное построение материала и т.д.) Комический эффект в фельетоне постоянно поддерживаетсястилистическими приемами: гиперболой, каламбуром, иронией,стилистическим контрастом, пародированием и т.д.
Напишите фельетон. В качестве темы можете взять многочисленные речевые огрехи, нередко встречающиеся в газетах, устной речи политиков.
Солганик Г. Я. Стилистика текста.Скворцов Л. И. Культура русской речи.Морозова Н. П. Учимся писать сочинение. Русова Н. Ю. Учимся писать сочинение.Дускаева Л. Р. Учимся писать сочинения в разных жанрах.