Организационные и гигиенические условия обучения письму
Задачи обучения письму: а) научиться правильно сидеть, держать тетрадь и пользоваться ручкой, придерживаться строки; соблюдать поля; б) научиться писать в соответствии с прописями все буквы русского алфавита, строчные и заглавные, а также соединять их в словах; переводить печатный текст в письменный; в) уметь записывать слова и предложения из трех-четырех слов после их звукобуквенного анализа с помощью учителя и без помощи; г) Описывать, а также писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением; проверять написанное, сравнивая с образцом, а также способом проговаривания; д) записывать собственные предложения, взятые из устно составленного рассказа.
Этапы формирования графического навыкаНа первом этапе задача учащегося состоит в том, чтобы научиться правильно сидеть, держать ручку и тетрадь.На втором – писать важнейшие элементов буквы, точнее усвоить алгоритм письма.На третьем – писать буквы.На четвертом – писать целые слова.
В формировании графического навыка могут быть выделены следующие этапы: а) заштриховка фигур, обводка трафаретов и другие упражнения,направленные на выработку умения соблюдать строку, нужным образомрасполагать и держать письменные принадлежности, вести прямую линию и закруглять ее, соизмерять длину линии и т. п.; б) письмо элементов букв: палочки короткой и длинной, загибов, петельв пр. (эта ступень не является обязательной); в) письмо отдельных букв — строчных и прописных — без соединения сдругими буквами; г) письмо сочетаний букв, слогов, письмо целых слов, с целью выработкинавыка соединения букв.
1.Основным орудием письма в школе является авторучка, дополнительно – карандаш, мел.2.Согласно современным образцам шрифтам, дети обучаются наклонному письму под углом в 65° к строке. 3.Тетрадь на парте должна лежать под углом в 25°.4.Образцы букв в 1 классе пишет учитель.5.Правильно держать ручку (карандаш): тремя пальцами – большим, указательным, средним. Держать ручку необходимо не ниже чем за 2 см до носика стержня, верхний её конец направлен в плечо пишущего.
Почерк – устойчивая манера письма, зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык.Что же может оказывать влияние на формирование почерка?Физиологическая развитость и подготовленность мускулатуры руки (особенно мелкой мускулатуры кисти) и органов зрения к моменту обучения письмуВремя начала обучения письмуОтношение к почерку самого учителя и методы, которые он применяет при обученииОтношение самого ученика к качеству его письма и его успешность в овладении навыками чтения и орфографииРазвитие у ребенка чувства ритмаКачество орудий труда и т.д.
Приемы и упражнения, помогающие формировать графические навыки. 1. Показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений на доске или индивидуально в тетради учащегося. 2. Списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в тетради. 3. Обведение образца буквы (копировальный прием). 4. Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе. 5. Анализ формы буквы с выделением зрительных элементов. 6. Письмо под счет. 7. Прием показа ошибочного написания.
Простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.- Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.- Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.- Существует интересный способ развития пальцев руки - отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.- Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
1.Письмо для поступающих в школу детей – очень сложный процесс, требующий непрерывного контроля.2.Успешность обучения во многом зависит от его готовности к новым учебным нагрузкам.3.Формирование письменных навыков начинается, по мнению психологов ифизиологов, в трехлетнем возрасте, когда ребенок впервые берет карандаш. Это служит основой, психофизиологической предпосылкойдля формирования письма.4.У первоклассников, как отмечают физиологи, слабо развиты мышцы руки, не закончено окостенение костей запястья и фаланги пальцев, отмечается низкая выносливость к статистическим нагрузкам, нервная регуляция движенийявляется несовершенной. Все это определяет чрезвычайную сложность овладения навыком письма для ребенка 6-7 лет и, следовательно, требует строгого нормирования объема письменной работы, соответствия методических требований при обучении письму возрастным возможностям ребенка
Презентацию подготовила Макарова Е.В., руководитель ШМО учителей начальных классов МОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа»