ЛЕКЦИЯ №4. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ
ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ 1. Христианство и его влияние на педагогическую мысль эпоху средневековья и Возрождения . 2. Культура и просвещение Западной Европы в условиях возрождения классических идей гуманизма античности и развития научных знаний. 3. Я.А. Коменский и становление педагогики как науки.
Исторический период от падения Римской империи (V в.) до первых буржуазных революций (XVII в.) — этот период и составляет эпоху средних веков, когда в сфере образования господствовали духовные феодалы — «князья церкви». Они владели основным источником богатства и властью в эту эпоху — огромными земельными наделами.
С УСТАНОВЛЕНИЕМ МОНОПОЛИИ ЦЕРКВИ НА ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ ОСНОВНЫМИ ТИПАМИ ШКОЛ СТАЛИ: приходские (при церковном приходе), в которых священники готовили себе помощников из мирян; монастырские, предназначавшиеся для мальчиков, готовящихся к пострижению в монахи: в этих школах осуществлялась также подготовка низшего духовного персонала; соборные или кафедральные — они открывались при епископских резиденциях.
Во всех этих школах дети 7—15 лет обучались грамматике, риторике и «диалектике», а в более крупных учебных заведениях такого типа, наряду с указанными предметами, преподавались арифметика, геометрия, астрономия с религиозной направленностью, музыка - в сумме своей «семь свободных искусств».
РАЗВИТИЕ МАНУФАКТУРЫ, РЕМЕСЛА И ТОРГОВЛИ, РОСТ ГОРОДОВ ОБУСЛОВИЛИ ВОЗНИКНОВЕНИЕ В XIII—XIV ВВ. НОВОГО ТИПА УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Цеховые школы давали начальное образование сыновьям городских ремесленников. Гильдейские школы создавались объединениями купцов — гильдиями. Эти школы были платными, в них учились дети состоятельных родителей. В школах указанного типа, содержание образования приобрело практическую направленность для будущих торговцев и ремесленников. Основой обучения в этих школах являлся родной язык.
В XV—XVI вв. цеховые и гильдейские школы слились в городские или бюргерские, перешедшие на содержание городских магистратов (самоуправлений).
РЫЦАРСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ (ОБСЛУЖИВАВШАЯ ИНТЕРЕСЫ ФЕОДАЛОВ) Ее основу составляли «семь рыцарских добродетелей»: верховая езда, плавание, владение копьем, фехтование, умение охотиться, играть в шахматы, заниматься стихосложением или играть на музыкальных инструментах.
В XII—XIII ВВ. В РЕЗУЛЬТАТЕ РАСШИРЕНИЯ ТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ, РАЗВИТИЯ МАНУФАКТУРЫ, ПРОНИКНОВЕНИЯ В ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ АРАБСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАЛИ ВОЗНИКАТЬ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ СВЕТСКОГО ТИПА, СОЧЕТАЮЩИЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ СО СПЕЦИАЛЬНЫМ, ПОЯВЛЯЮТСЯ ПЕРВЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ.
Трактат Винцента из Бове «О наставлении сыновей правителей и благородных людей» Автор высказывал прогрессивные для своей эпохи идеи: о развитии путем специальных упражнений, унаследованных человеком от природы способностей и дарований; о необходимости формировать у детей привычку сочетать слово и дело, гармонизировать их друг с другом, о важности обеспечивать соответствие чтения учащихся их возрасту и уровню общеобразовательной подготовки и т. п.
Развитие капиталистических отношений, прогресс науки и культуры вызвали в XIV—XVI вв., в эпоху Возрождения, рост интереса к знаниям, к культурному наследию античных народов (возрождение интереса к нему и дало название эпохе), усилили потребность в новом характере и направлении образования. Это находит свое выражение в процессе его гуманизации, в решительном отказе от характерной средневековой школе суровой палочной дисциплины, целой системы телесных наказаний, жесткого режима.
Средневековая система воспитания получила сатирическое изображение в романе французского писателя, ученого-гуманиста, одного из видных представителей педагогической мысли эпохи Возрождения Франсуа Рабле (р. ок. 1494 г. ум. в 1553 г.) «Гаргантюа и Пантагрюэль». В этом романе нашли отражение и новые идеи педагогики данной эпохи, соответствующие гуманистическому идеалу оптимистичного, жизнерадостного, сильного духом и телом человека.
Французский философ Мишель Де Монтенъ (1553-1592гг.) Особенно большое значение он придавал занятиям, которые ведутся с учащимися «не на слух, но путем опыта, направляя и формируя их души не столько наставлениями и словами, сколько примерами и делами».
В XVI в. в колледжах и университетах Франции не изучались физика и геометрия, а Монтень подчеркивал необходимость включения этих дисциплин в учебные планы. Он выступал против схоластического преподавания всех предметов, в частности истории, резко критикуя сведение этого предмета к усвоению дат и имен. Пусть учитель, призывал Монтень, «преподает юноше не столько события, сколько уменье судить о них». Монтень один из первых выступал за новую, антисхоластическую и антиавторитарную педагогику, построенной на уважении личного достоинства воспитанника.
К эпохе Возрождения относится возникновение нового типа общего среднего образования — классического. Оно было порождено возросшим в эту эпоху интересом к духовной культуре античного мира. Поэтому ведущим направлением классического образования стало изучение латинского и греческого языков, античной литературы. Основным учебным заведением, в котором молодежь получала такое образование, становится гимназия.
ДЖОН ЛОКК Локк выдвинул и обосновал идею «чистой доски», согласно которой все знания человека возникают из опыта, из мира чувств. Педагогическая концепция Локка, основанная на этой идее, изложена в его трактате «Некоторые мысли о воспитании» (1693 г.), к которому примыкает работа «О воспитании разума». Оба произведения резко критикуют господствовавшую еще в XVII в. педагогику с присущими ей основными чертами средневековой церковной школы.
призывал «учить всех - всему» (идея всеобщего начального обучения), доказывал, что начинать обучение надо на родном, а не на латинском языке, обосновал принцип сообразности образования и воспитания природе (макромир) вообще и природе ребенка (микромир) в частности. ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ: Делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода (по шесть лет каждый): От рождения до 6 лет – детство От 6 до 12 – отрочество От 12 до 18 – юность От 18 до 24 – возмужалость. Для детей 6 лет предлагал материнскую школу. Для отрочества – школа родного языка. Для юношества – латинская школа, гимназия. Для возмужалых людей – академия, с факультетами: богословский, юридический и медицинский.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ: Принцип наглядности, «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами». Выступал против механической зубрёжки, за сознательное учение. Настаивал на систематичности обучения. Говорил, что надо идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному. Большое значение придавал последовательности обучения: изучению нового материала должно быть подготовлено предыдущими знаниями.
Я. А. Коменский подчеркивал в своей «Великой дидактике» (1632 г.), что образование только тогда имеет ценность, когда благотворно действует на нравственность учеников. Он утверждал, что «ученость без добродетели - все равно, что золотое кольцо в носу у свиньи».