"Внедрение новых моделей профессиональной ориентациии допрофессиональной подготовки детей с ограниченнымивозможностями здоровья ГОУ «Ленинская специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида»
ГОУ "Ленинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида" создана в 1948 году как специализированное образовательное учреждение интернатного типа для обучения, воспитания и коррекции отклоняющегося развития глухих и слабослышащих детей Волгоградской области. Школа стала преемницей существующих в довоенные годы образовательных учреждений для неслышащих детей г. Сталинграда, а еще ранее - Царицына. С 1968 года с введением в стране раздельного обучения глухих и слабослышащих детей, в Ленинской школе-интернате стали обучаться только слабослышащие дети.
В настоящее время в школе обучается 125 детей, инвалидов по слуху из всех районов Волгоградской области, г. Волгограда, Волжского и Ленинска. Возраст учащихся – от 6 лет до 21 года. Около 25% детей имеют серьезную задержку интеллектуального развития, связанную с органическим поражением ЦНС и испытывают значительные трудности в освоении учебных программ. Остальная часть учащихся школы успешно развивается как в речевом, так и в интеллектуальном плане и готова к получению среднего образования и, в отдельных случаях, – высшего.
Реализация основных направлений государственной политики России в области образования, представленных в нормативных документах (Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы»), предполагает внедрение в образовательную практику новых учебных программ и проектов, продуктивных моделей, обновленного содержания непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникативных технологий. Эта направленность модернизации одинаково актуальна как в отношении общего образования, так и специального. При этом современный этап развития специального образования характеризуется внутренней противоречивостью, проявляющейся в том, что, с одной стороны, специальное образование позволяет идти навстречу особым потребностям учащихся в педагогических услугах, а с другой – препятствует социальной интеграции детей с особенностями физического развития, ограничивая их жизненные шансы и закрепляя сегрегативные отношения с социумом. Указанное противоречие касается, прежде всего, системы допрофессиональной подготовки учащихся специальных коррекционных общеобразовательных школ. Ленинская школа-интернат II вида не составляет исключения из сложившейся ситуации. Поскольку основная масса обучающихся в коррекционных школах I и II вида, хотя и имеет значительную задержку психоречевого развития, обладает сохранным интеллектом с достаточно большим потенциалом развития. Следовательно, выпускники данных образовательных учреждений, в принципе, могут успешно осваивать довольно широкий круг специальностей различных профессий.
Традиционно допрофессиональная подготовка в школе-интернате ведется по 3 специальностям: слесарь механосборочных работ, плотник и швея. В школе созданы и функционируют слесарная, столярная и швейная мастерские. Кроме того, имеется компьютерный класс, оборудованный современными компьютерами и другой оргтехникой, осуществляется выход в Интернет. Учителя информатики и технологии имеют достаточно высокий профессиональный потенциал: один из учителей имеет высшую квалификационную категорию, один – первую и двое – вторую (3 мужчины и 1 женщина). В штате есть инструктор по труду. Все это позволяет коллективу школы добиваться достаточно хороших результатов в профориентационной работе, в допрофессиональной подготовке в целом: преобладающее большинство выпускников после получения основного образования продолжают обучение в специальных группах ПТУ и ТУ г. Волгограда, в Калачевском техникуме-интернате для инвалидов, а после получения среднего образования в МВТУ им. Баумана, Московском городском педагогическом университете.
В тоже время следует заметить, что круг специальностей, которые предлагаются выпускникам школ 1 и II вида в начальных профессиональных образовательных учреждениях ограничивается традиционным перечнем – это строительные специальности, столярно-плотницкие, поварские и швейные. Можно констатировать, что перечень профессий, востребованных самими учащимися данных образовательных учреждений и их родителями более широкий.Как показывают результаты опросов, традиционно проводимых в рамках профориентационной работы в школе, большой интерес выпускники и учащиеся старших классов проявляют к автомобильной технике и автомобилестроению, ориентируясь на соответствующие профессии. В современном обществе, где количество автомобилей на душу населения увеличилось во много раз, такие предпочтения закономерны.
Выраженный интерес выпускники и учащиеся старших классов обнаруживают к группе профессий «Человек – художественный образ», мечтая получить образование художника-конструктора (дизайнера), живописца, художника-реставратора, ретушера, цветовода-декоратора и др. В определенной степени этому способствует индивидуальные склонности и способности учащихся. Еще одно направление, к которому проявляют интерес учащиеся старших классов – информационные технологии. Активно внедряющаяся в практику производства цифровая техника – тенденция, которая требует специальной подготовки в области компьютерной грамотности. Не имея возможности освоения компьютерных программ во всем их разнообразии в период школьного обучения, выпускники Ленинской школы-интерната вынуждены делать выбор не в пользу престижных и высокооплачиваемых профессий, востребованных рынком и потребностями региона, в котором они проживают, а довольствоваться узким кругом традиционных для своего контингента специальностей.
Указанные выше профессиональные предпочтения учащихся определяют их интерес к учебным предметам. Наиболее востребованными оказываются уроки технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Однако время, отводимое учебным планом на трудовое обучение, с 2002 года сократилось с 4-х до 2-х часов в неделю. Полноценность профильной и предпрофильной подготовки в таких условиях обеспечивать весьма сложно. Наоборот, она приобретает формальный характер, ограничивая шансы участников педагогической ситуации в сохранении и развитии устойчивого интереса к выбранному направлению трудовой деятельности. Минимум времени, отводимого на учебные предметы технологического цикла, не стимулирует педагогов соответствующего профиля на поиск продуктивных возможностей обучения, совершенствование содержания и форм взаимодействия с учащимися. В этих условиях резонно было бы использовать программы, актуальные для начального этапа профессионального образования. Однако, как показывает практика, подобные программы не могут быть перенесены в допрофессиональную подготовку в условиях школы-интерната. Громоздкость программ, насыщенность сложной лексикой существенно снижает возможности слабослышащих учащихся в их освоении. Учащиеся специального коррекционного образовательного учреждения II вида нуждаются в программах, ориентированных на специфику их речевого развития, имеющих, прежде всего, коррекционную направленность. Речь идет об адресных программах, рассчитанных на индивидуальные образовательные потребности учащихся школы-интерната II вида.
В январе 2009 г.администрацией и творческой группой педагогов Ленинской школы-интерната была разработана концепция экспериментальной работы по допрофессиональной подготовке учащихся .В ходе эксперимента предполагается разработать авторские программы в образовательной области «Технология», «Искусство», расширяющие спектр допрофессиональной подготовки. Данные программы должны не просто учитывать особенности развития детей с патологией органов слуха, но максимально развивать и социализировать учащихся в процессе их освоения.Немаловажная проблема обучения неслышащих детей в школе – продолжительность сроков обучения. Учащиеся проводят в школе-интернате 12-13 лет. Находясь в этот период в отрыве от родительской семьи, не получая необходимой заботы близких людей, учащиеся, став выпускниками, пытаются компенсировать эмоциональную депривацию и часто сразу после окончания – в возрасте 20-21 года – создают собственную семью, которую нужно обеспечить материально. В этой ситуации остро встаёт вопрос о сокращении сроков профессионального обучения в начальном профессиональном учреждении при условии наличия у выпускников базовой допрофессиональной подготовки, полученной в период обучения в школе.
Необходимо заметить, что на протяжении ряда лет педагогическим коллективом нашей школы предпринимались локальные попытки решения указанных выше проблем. В частности, в период 2005-2008 гг. школа заключала договоры с профессиональными образовательными учреждениями различного типа, находящимися на территории г. Ленинска (ПТУ № 47, Колледж экономики и бизнеса). В соответствии с содержанием договоренностей учащиеся старших классов проходили обучение специальностям повара, парикмахера и оператора ЭВМ. Анализ результатов опыта профессионального обучения в таком варианте показал, что подобный подход ставит ребенка в зависимость от платежеспособности родителей, а также требует от школы введения в штат дополнительных работников для сопровождения детей к месту занятий в вечернее время, и что самое важное – приводит к ухудшению психосоматического здоровья детей (переутомление из-за чрезмерной перегрузки учебными часами становится фактором риска увеличения заболеваемости детей, формирования невротических реакций и др). Позитивный потенциал предпринятых попыток состоит в накоплении ресурса готовности педагогического коллектива школы-интерната к инновациям, практики освоения программ профессиональной подготовки на базе школы.
Одним из способов организации предпрофильной подготовки в школе-интернате стала интеграция общего и дополнительного образования, то есть такая система предоставления образовательных услуг, в рамках которой ученики могут выбирать свои индивидуальные траектории освоения образовательных программ из предложенных им в системе основного и дополнительного образования.В условиях начальной школы через занятия по интересам, формируется процесс вхождения ребенка в мир культурных образов, расширяются его познавательные возможности, активизируется речь, потребность в диалоге.В школе функционирует ряд кружков для учеников начальной школы: драматический кружок «Музыкальная сказка», кружок бисероплетения, вышивания, лоскутной техники, лепки.Главным образом, это деятельность, связанная с развитием творческого воображения и развитием мелкой моторики рук.
В условиях этапа базовой (основной) школы вариативное образование строится не только вокруг физических и психических возможностей и способностей учащегося, связанных с его речевым и интеллектуальным развитием и на основе вариативности специальных учебных планов школы-интерната II вида, но и на основе доминантных интересов подростка. Здесь у нас еще недостаточно наработанного опыта, который мы постараемся приобрести в ходе экспериментальной работы, но определенные попытки организации предпрофильной подготовки средствами факультативных занятий, курсов по выбору, занятий в системе дополнительного образования, экскурсий и системы профориентационной работы предприняты были.По окончании этого периода образования учащиеся уже должны иметь возможность спроектировать путь своего дальнейшего образовательного развития в направлении получения профессионального опыта.
Представленный анализ актуального положения дел в сфере допрофессионального образования в условиях специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната показывает, что потенциал начальной допрофессиональной подготовки в школе есть. Одним из условий проектирования возможных изменений предпрофильной подготовки, является укрепление материальной базы образовательного учреждения.В рамках реализации проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 г. «Поставка аппаратно-программных комплексов и специализированного коррекционного оборудования для организации новых профилей профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья» школой в сентябре 2008 г. в составе пилотной группы проекта был приобретен базовый комплект оборудования на 1,300 тыс.руб. на условиях софинансирования федеральных и региональных органов управлений образованием, что позволило другим участникам проекта получить аналогичные комплексы за счет только федеральных средств.Кроме того, дополнительное выделение денежных средств Комитетом по образованию Администрации Волгоградской области на приобретение учебно-наглядных пособий и учебного оборудования позволило:обновить компьютерный парк и программное обеспечение кабинета информатики и других учебных кабинетов;пополнить мастерские новой мебелью, верстаками, инструментами, швейными машинами с электроприводами и другими необходимыми материалами; появилась возможность открыть новые мастерские и оборудовать их соответствующими профилю инструментами и оборудованием.Кроме того, по распоряжению Президента РФ от 01.11.2008 г. № 655РП школа получила дополнительно 690,0 тыс.рублей на приобретение коррекционного оборудования.
Основной целью инновационной деятельности стала модернизация системы допрофессиональной подготовки учащихся, обучающихся в специальной коррекционной школе-интернате 2 вида. Достижение этой цели предполагает решение ряда задач:Расширение перечня образовательных услуг в области допрофессиональной подготовки, введение в учебный план новых учебных курсов, ориентированных на специальности - оператора ЭВМ;- автослесаря; - художника-конструктора в области компьютерного дизайна.Корректировка учебного плана в направлении увеличения количества учебных часов в образовательной области "Технология".Организация опытно-экспериментальной работы по разработке и внедрению в практику обучения учащихся выпускных классов адресных коррекционных программ, рассчитанных на улучшение качества допрофессиональной подготовки по соответствующим профилям.Организация в условиях школы-интерната психологической работы по формированию готовности к инновационной деятельности сотрудников школы, включенных в процесс допрофессиональной подготовки учащихся: педагогами-преподавателями технологии и информатики, психологом, социальным педагогом, заместителями директора школы по учебной и коррекционно-развивающей работе. Согласование позиций с профессиональными образовательными учреждениями по вопросу сокращения сроков обучения в них выпускников ГОУ "Ленинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида" по соответствующим специальностям.
Имея 60-летний опыт обучения и развития неслышащих детей, педагогический коллектив школы добивается устойчивой динамики развития устной речи, обучающихся на основе развития их остаточного слуха, в процессе совместной деятельности детей и педагогов, бережном поддержании школьных традиций.Одна из них – это развитие речевой среды в школе, отказ от употребления жесто-мимической речи.Ещё одна из традиций – это развивающаяся система диагностической работы, осуществляемая в ходе всего периода обучения ребенка в стенах школы-интерната.
Мониторинг текущего состояния слуха и речи, осуществляемый ежегодно для оперативной диагностики, своевременно сигнализирует о негативных тенденциях изменения в слухо-речевом развитии конкретного учащегося, позволяет также оценить общее состояние речи учащихся школы, отследить динамику результатов обучающихся воспитанников на протяжении всех лет обучения в школе.
Сравнительный анализ уровня речевого восприятия учащихся 11-го и 5 кл. показывает, что уже сейчас учащиеся 5 кл. основной школы обучения имеют уровень развития речи, позволяющий им овладеть в будущем профессиями, востребованными на современном рынке труда. Учащиеся 5 кл. основной школы показывают положительную динамику восприятия речи.За последние 3 года учащиеся 5 кл. показывают хорошую динамику восприятия речи на слух. Средний процент уровня восприятия речи в 2006-2007 году составил 50%; в 2007-2008 – 69%; в 2008-2009 г. – 82%. Создана хорошая основа у учащихся данного класса для дальнейшего развития устной речи, что является необходимым условием для работы экспериментальной площадки.
В настоящее время творческая группа экспериментальной работы ставит перед собой задачи, связанные с:- выявлением индивидуальных потребностей и возможностей ребенка в освоении профессиональной подготовки; - построением индивидуальной траектории предпрофильного обучения учащихся ; - вовлечением родителей в процесс практической реализации намечаемых мероприятий;- повышением уровня научно-методической готовности к инновациям педагогических и учебно-вспомогательных кадров образовательного учреждения, созданием условий для непрерывного повышения мастерства педагогов;- проектированием нового содержания образования, более детальной дифференциацией обучения, - реализацией всех уровней специальных программ для более успешного овладения минимумом содержания образования, и как следствие, более полной готовности к получению профессионального образования.- информационным обеспечением профильного обучения и предпрофильной подготовки, укреплением материально-технической базы.
Проблема профориентации обучения учащихся старших классов коррекционных школ актуальна для всех общеобразовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья особенно сейчас, в кризисный период экономического развития страны, т.к. решение данной проблемы обеспечит наиболее полную и безболезненную интеграцию наших воспитанников в общество слышащих людей.
Благодарю за внимание.