Выпускная квалификационная работаСтановление коммуникативной компетентности студентов
Актуальность проблемы Проблема формирования коммуникативной компетентности личности многогранно представлена в педагогической психологии. Однако, проблема формирования коммуникативной компетентности личности учителя в процессе профессионального обучения в вузе все еще требует дальнейшего изучения, так как в известных концепциях нет однозначного ответа на вопрос о сущности и закономерностях ее развития; необходим системный анализ научного знания о коммуникативной компетентности личности с целью выявления наиболее существенных условий ее формирования у студентов педвуза.
Цель исследования: изучить особенности становления коммуникативной компетентности студентов педвуза. Объект исследования: профессиональное развитие личности. Предмет исследования: процесс становления коммуникативной компетентности студентов педвуза . В соответствии с целью, объектом и предметом нами сформулирована гипотеза исследования. Становление коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза имеет ряд особенностей:- динамика коммуникативных способностей в процессе профессиональной подготовки в вузе имеет гомохронный (возрастающий) характер.- организаторские способности характеризуются устойчивостью, не имеют достоверных изменений в процессе обучения в вузе;- становление коммуникативной компетентности связано со становлением интернальности личности.
Для проверки выдвинутого предположения были поставлены следующие задачи исследования: -Осуществить теоретический анализ имеющихся научных источников по проблеме коммуникативной компетентности личности.-Теоретически рассмотреть модель формирования коммуникативной компетентности студентов педвуза при прохождении педагогической практики.-Подобрать методы, выборку исследования, адекватную достижению цели исследования.-Осуществить программу эмпирического исследования. -Изучить динамику коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза на ранних этапах обучения.-Рассмотреть детерминанты и пути развития коммуникативных способностей.-Произвести анализ, интерпретацию данных исследования, сформулировать выводы.
Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы: -сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; -методы сбора и интерпретации теоретического и фактологического материала: анкета-вопросник для изучения детерминант, обусловливающих коммуникативную сферу обучаемых; -методика КОС-1 для изучения коммуникативных и организаторских способностей личности; -методика «УСК» Е. Бажина, Е. Голынкина, А. Эткинда для диагностики уровня субъективного контроля; -методы математической статистики.
База экспериментального исследования Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт. Экспериментальную выборку составили студенты 1-5 курсов факультета педагогики и психологии в количестве 60 человек.
Глава I. Теоретические аспекты проблемы становления коммуникативной компетентности личности 1.1. Понятие коммуникативной компетентности личности.1.2. Структура коммуникативной компетентности личности.1.3. Психологическая практика как средство формирования коммуникативной компетентности студентов педвуза.
Понятие коммуникативной компетентности Л.А. Петровская рассматривает коммуникативную компетентность как «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми». Она отмечает, что коммуникативную компетентность следует рассматривать как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия. Под коммуникативной компетентностью Ю.Н. Емельянов понимает «такой уровень сформированности межличностного опыта, т.е. обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе».
Структура коммуникативной компетентности
Глава 2. Становление коммуникативной компетентности студентов педвуза. Результаты исследования 2.1. Характеристика выборки, стратегии и методов исследования. Общая характеристика испытуемых.2.2. Становление коммуникативной компетентности студентов.2.3. Анализ детерминант общения.
Приведем анализ результатов исследования, полученных с помощью методики по определению коммуникативных и организаторских способностей «КОС-1»
Рассмотрим динамику коммуникативных способностей студентов Частотное Йраспределение коммуникативных способностей студентов 1, 3, 5 курсов, в % (таблица 1)
Динамика коммуникативных способностей респондентов с высоким уровнем ( рис.3)
Рассмотрим динамику организаторских способностей студентов Частотное распределение организаторских способностей студентов 1, 3, 5 курсов, в % (таблица 2)
Рис. 4. Частотное распределение организаторских способностей студентов 1, 3, 5 курсов, в %
Анализ детерминант общения. Рассмотрим данные, полученные с помощью анкеты-вопросника для изучения детерминант общения студентов 1,3,5 курсов, в% Качества, которым Вы отдаете предпочтение, характеризуя себя (таблица 3)
Испытываете ли вы трудности в общении с преподавателями вуза?(таблица 4)
Какие занятия Вас больше интересуют? (таблица 5)
Чему Вы отдаете предпочтение в проведении досуга? (таблица 6)
В каком виде профессиональной деятельности Вы бы могли добиться успехов? (таблица 7)
Ваши ближайшие планы(таблица 8)
Уровень субъективного контроля (УСК) студентов Динамика становления ответственности студентов Сводная таблица данных с 1-го по 5-й курс (таблица 9)
Динамика высоких значений интернальности респондентов, в% (рис.5)
Выводы: В целом, анализ результатов исследования показал наличие значимых изменений в коммуникативной сфере студентов в процессе профессиональной подготовки, которые проявились в позитивной трансформации коммуникативной компетентности: повышении уровня коммуникативных способностей и стабильности организаторских; в изменении локуса контроля личности в сторону большей интернализации поведения, в формировании индивидуального стиля общения, развития коммуникативной информированности. Выдвинутая в исследовании гипотеза подтверждена.
Спасибо за внимание!