Современные подходы к анализу урока русского языка Громова В.И., к.ф.н., доцент кафедры филологического образования СарИПКиПРО
Анализ урока это сравнение конкретного, проведенного учителем урока с теоретической моделью урока, составленной в соответствии с современными дидактическими и методическими требованиями, с передовым опытом и здравым смыслом [Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М., 1988].
Анализ урока это основной источник знаний о качестве образования в школе, о психолого-педагогических и методических возможностях учителя, это средство изучения и обобщения педагогического опыта, часть научно-методического исследования [Гац И.Ю. Методический блокнот учителя РЯ. – М., 2003].
Причины субъективного подхода к анализу уроков - слабость разработки вопросов анализа урока,- отсутствие единой терминологии,- недостаточное представление о закономерностях, правилах, методах организации наблюдений на уроке.
Главная цель анализа урока – повысить эффективность и результативность учебного занятия.
3 основных типа анализа урока краткий, комплексный,аспектный.
Типы анализа 1. Краткий анализ – отражение общей оценки его качества, научно-технического уровня.2. Комплексный (полный) анализ – всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока.
Типы анализа 3. Аспектный анализ – однонаправленный анализ на одну из сторон урока - воспитательную, психологическую, организационную.Различают такие виды аспектного анализа, как:дидактический вид, психологический вид,воспитательный вид,методический вид,организационный вид,анализ по дидактическим категориям,анализ урока по структурным элементам и др.
Типология уроков Типы урокаУроки изучения нового материалаВиды урокаУрок-лекция.Урок-беседа.Урок-исследование.Урок смешанного типа.Урок-игра.
Типология уроков Типы урокаУроки совершенствования знаний, умений и навыковВиды урокаУрок самостоятельных работ.Урок-практикум.Урок-семинар.Урок - обзорная лекция.Урок-конференция.Урок-игра.Урок коллективного анализа к/р.
Типология уроков Типы урокаУроки контрольныеВиды урокаУрок-опрос. Урок-зачет.Урок- контрольная работа.Урок смешанного вида.
Самоанализ (1 этап) Каковы первые впечатления.Какая общая оценка урока.Какое настроение.Доволен (недоволен) собой.Всё ли задуманное выполнено.Доволен ли учениками.Какова дисциплина на уроке.
Самоанализ (2 этап) Характеристика класса.Место урока в системе уроков темы.Достигнуты ли цели.Как работали учащиеся на уроке.Довольны ли своим поведением, стилем и методами проведения урока.Что надо исправить, дополнить.
Цели урока Урок знакомства с новым материалом Сформировать представление о…Научить уч-ся распознавать…Сформировать общее понятие о…
Цели урока Урок усвоения нового материала Научить понимать содержание…Сформировать умение ориентироваться в причинно-следственных связях…Научить выявлять закономерности…
Цели урока Урок формирования новых уменийНаучить применять знания в стандартной ситуации…Сформировать умение самостоятельно выполнять задание…
Цели урока Урок закрепления нового материалаПривить навыки…Научить формулировать (проводить анализ)…Сформировать умение воспроизводить полученные знания
Цели урока Урок систематизации и обобщения учебного материалаПривить навыки…Научить систематизироватьСформировать умение делать обобщение
Цели урока Урок проверки и оценки знанийНаучить воспроизводить по образцу…Сформировать умение осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию…Привить навык владения компетенцией…
Примерная схема анализа урока Тема урока. Место урока в общей системе уроков по разделу.Цель урока и задачи.Организация начала урока.Содержание и методика проверки ЗУН. Содержание опроса, ориентация на дифференцированную работу.
Примерная схема анализа урока 5. Организация повторения изученного.6. Психологическая подготовка к восприятию нового.7. Способы изучения нового материала. Целесообразность выполненного способа. Активность учащихся.8. Закрепление материала. Характер заданий.
Примерная схема анализа урока 9. Содержание и методика объяснения домашнего задания. Инструктаж о его выполнении. Осуществление дифференцированного подхода.10. Итоги урока.11. Использование мультимедийного сопровождения, ТСО, наглядных пособий (их эффективность).
Примерная схема анализа урока 12. Реализация требований единого речевого режима.13. Перегрузка или недооценка сил учащихся.14. Достигнуты ли цели урока, соответствовала ли организация урока его целям?15. Рекомендации по улучшению качества.