Современное состояние и перспективы развития технологического образования школьников
План работы МО учителей технологии на августовской секции 2011г. 1. Обсуждение положений федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (Глущенко Л.А., методист ИМК).2. Анализ работы МО учителей технологии за 2010-2011 уч.г. Планирование работы МО на 2011-2012 уч.г. (Глущенко Л.А., методист ИМК).3. О курсовой переподготовке и аттестации учителей технологии. Информация с зонального совещания Южного информационно-образователь-ного округа (Побединская Н.Р., руководитель РМО).
План работы МО учителей технологии на августовской секции 2011г.4. Образовательные стандарты второго поколения и новые учебники технологии. Рекомендации ВОИПКиПРО. (Побединская Н.Р., руководитель РМО).5. Организация научной работы по технологии. ( Из опыта работы Козловой О.А., учителя МОУ СОШ №10).6. Развитие компетенции на уроках технологии. ( Из опыта работы Митривели И.Ю., учителя МОУ СОШ №25).7. Требования к оборудованию учебных мастерских (ИКТ). ( Из опыта работы Соколенко О.А., учителя МОУ лицей №4).8. Подготовка и проведение школьных олимпиад по технологии. ( Из опыта работы Слюсаревой Т.М., учителя МОУ СОШ №2).
2010 – 2011 учебный годВ 2010-2011 учебном году преподавание ОО Технология осуществлялось по программам, разработанным в соответствии с БУП 2004 года.В 5 – 7 классах – 2 ч. в неделюВ 8 классе – 1ч. в неделю. Второй час передан на региональный компонент для изучения технологий регионаВ 9 классе – 2 ч. в неделю. Переданы на элективные курсы
НАПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИС целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд».
ПРОБЛЕМЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ1. Сокращение сроков обучения технологии (5,6,7 классы)Чтобы обеспечить стандарт, необходимо:- пересмотр содержания программы;- подача материала на более высоком уровне обобщения;- применение новых технологий обучения;- активизации работы в кружках;- улучшение м-т базы учебных мастерских
ПРОБЛЕМЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ2. Совместное обучение мальчиков и девочекСущность проблемы:учителя технологии не владеют в достаточной степени содержанием обучения школьников совместной трудовой деятельностью. Значительная часть педагогов не могут подобрать объекты труда, одинаково интересные для мальчиков и девочек. учителя не владеют в достаточной мере технологиями группового взаимодействия.не в полной мере владеют содержанием материалов программы, связанных с профессиональным самоопределением школьника.необеспеченность рабочими местами учащихся, оборудованием, инструментами, материалами, нет кабинетов и мастерских.
ПРОБЛЕМЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ 3. Недостаточное использование ИКТСущность проблемы:неумение включать в учебный материал цифровые образовательные ресурсы; неготовность перестраивать процесс обучения на использование ИКТ. отсутствие компьютеров (46%) и мультимедийной аппаратуры в кабинетах или неумение ими пользоваться;отсутствие в образовательных учреждениях специалиста по содержанию компьютерной техники и оказанию консультативной помощи при ее эксплуатации;недостаток или отсутствие лицензионных прикладных программ по технологии.
КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫУчителя технологии активно участвуют в различных конкурсах : в районных и городских выставках декоративно-прикладного творчества; во Всероссийском заочном фестивале педагогических идей; в учебных конференциях, проводимых ВГУ и ВГПУ.
КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫВ региональном этапе олимпиады по технологии в 2011 году приняли участие 72 человека, из них 38 учащихся 9-х классов, 14 – 10-х классов, 20 – 11-х классов из 12 районов области и 6 районов города. Школьники соревновались в двух возрастных группах: 9 , 10-11 классы. Олимпиада проходила в три этапа: проверка теоретических знаний – тестирование; практическая работа и публичная защита проектов.
Чаплыгина Мария МОУ лицей №11 – 2 место
Проект «Лебединое озеро»
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ1.Владение современными технологиями обучения и воспитания учащихся.2. Владение новыми способами оценочной деятельности.3. Использование ИКТ на уроках.4. Владение технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; 5. Владение умениями публичного представления результатов своей работы, отбором форм и методов самопрезентации;6. Владение культурой речи, ораторским искусством;7. Владение методикой разработки рабочих программ.
ПРОЕКТ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯМЕСТО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В НОВОМ БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ) ПЛАНЕ
ПРОЕКТ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯПредмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мирискусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности.
ПРОЕКТ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯБазисный учебный (образовательный) план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 170 учебных часов для обязательного изучения курса «Технология». В том числе: в 5 и 6 классах – по 68 ч, из расчета - 2 ч в неделю, в 7 классе – 34 ч, из расчета 1 ч в неделю. Дополнительное время для обучения технологии может быть выделено за счет резерва времени в базисном учебном (образовательном) плане.
ПРОЕКТ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯЗанятия в 8 и 9 классах могут быть организованы вне обязательной учебной сетки часов во внеурочное время как дополнительное образование во второй половине дня.
ПРОЕКТ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯНа основе примерной программы для обучения школьников технологии с 5 по 7 класс могут быть разработаны авторские программы. Условие:инвариантная обязательная часть должна быть представлена в объеме 128 ч и вариативный авторский компонент – на 42 ч (25% всего учебного времени).вариативный компонент призван расширить или углубить примерную программу.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»Технология изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» «Сельскохозяйственные технологии»Выбор направления обучения учащихся не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из образовательных потребностей и интересов учащихся.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану может даваться в конце каждого года обучения. Возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» 128 ч.Технологии обработки конструкционных материалов – 70 ч. Технологии домашнего хозяйства – 24 ч.Электротехника – 12 ч.Современное производство и профессиональное образование – 4 ч.Технологии исследовательской и опытнической деятельности – 18ч.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ«ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА» 128 ч.Кулинария – 31ч. Создание изделий из текстильных материалов – 59 ч.Художественные ремесла - 18 ч.Оформление интерьера – 5 ч.Электротехника – 3 ч.Современное производство и профессиональное самоопределение – 3ч.Технология исследовательской и опытнической деятельности – 9 ч.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ«СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» 128 ч.Технологии растениеводства – 34 ч.Исследовательская и опытническая деятельность в растениеводстве – 24 ч.Технологии животноводства – 38 ч.Опытническая и исследовательская деятельность в животноводстве – 32 ч.
Общими во всех направлениях программы являются разделы «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» и «Современное производство и профессиональное образование». Их содержание определяется соответствующими технологическими направлениями (индустриальные технологии, технологии ведения и дома и сельскохозяйственные технологии).