Мотивация как главное условие успешной учебной деятельности Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить К. Д. Ушинский 900igr.net
Что же такое мотивация? Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности
Цель – это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком Мотив – это побуждение к достижению цели.
Методы организации учебной деятельности Словесные Наглядные и практические Репродуктивные и поисковые Индуктивные и дедуктивные Метод самостоятельной учебной работы или работы под руководством учителя
Типы мотивации, связанные с результатами учения: «Отрицательная» - связанная с осознанием определённых неудобств и неприятностей, если ребёнок не будет учиться. «Положительная» Связанная с результатом учения Связанная с целью учения
1. Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний Что случится, если….? Приведите примеры…. В чём сильные и слабые стороны…? Каким образом …влияет на….? Каким образом…можно использовать для…? Чем похожи..и …? 2. Ощущение свободы выбора 3. Ощущение успешности (компетентности)
Отчего зависит учебная мотивация…? Интерес к информации… Уверенность в себе Направленность на достижение успеха. Интерес к людям… Потребность и возможность в самовыражении Принятие и одобрение значимыми людьми Актуализация творческой позиции Осознание значимости происходящего для себя и других Потребность в социальном признании Наличие положительного опыта… Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей
отрицательное противоречивое нейтральное Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает. В.А.Сухомлинский
Основные направления работы Формирование позиции школьника Формирование положительного отношения к учению Развитие познавательных интересов
Положительное отношение активность в учебном процессе умением ставить перспективные цели способность предвидеть результат своей учебной деятельности преодоление трудностей на пути достижения цели Отрицательное отношение нежелание учиться слабая заинтересованность в успехах нацеленность на отметку неумение ставить цели и преодолевать трудности отрицательное отношение к школе и учителям.
В КАЧЕСТВЕ МОТИВОВ МОГУТ ВЫСТУПАТЬ И СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ: ТЕМПЕРАМЕНТ, СПОСОБНОСТИ, ХАРАКТЕР. Между мотивацией и свойствами личности существует взаимосвязь
Развитие личности ребёнка в условиях детского дома Отставание моторики ведёт к отставанию речи Развитие мелкой моторики определяет качество жизни Нарушение интеллекта нарушение ЦНС, наследственность, патология, травма, педагогическая запущенность. Нарушение эмоционально личностной сферы отсутствие позитивного опыта эмоциональных взаимодействий; нарушение эмоциональной связи; недостаток тактильного контакта; скованность эмоций Проблемы с вниманием: сложные внутренние конфликты, заболевания, отсутствие эмоциональной вовлечённости взрослого.
Ведущая деятельность младшего школьника - учебная. Динамика мотивов Мотивация нового социального статуса самая важная в ряду причин стремления стать школьником От интереса к отдельным фактам переходят к интересу к закономерностям, принципам В середине младшего школьного возраста может закладываться интерес к способам приобретения знаний Социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Позднее — к способам добывания знаний. Содержание мотивации в младшем школьном возрасте
Картина развития учебной деятельности детей 1-11 классов воспитывающихся в семье
Динамика развития школьной мотивации воспитанников ДДШ №1 2011-2012 учебном году
Предпочтение видов мотивации воспитанников за 2011-2012 год
. Развитие познавательной потребности В младшем школьном возрасте большое значение имеет эмоциональный компонент, в подростковом – познавательный. Интересы младших школьников, как правило, действительно обусловлены занимательностью. Для формирования теоретического познавательного интереса большое значение имеет характер учебной деятельности. Она должна отвечать следующим требованиям: объектом усвоения должны быть теоретические понятия; процесс усвоения должен протекать так, чтобы перед учащимися раскрывались условия происхождения понятий; результатом усвоения должно быть формирование специальной учебной деятельности, которая имеет свою особую структуру и состоит из таких компонентов как учебная ситуация, учебная задача, учебные действия, действия контроля, и оценки.
Появление нового познавательного мотива самообразования Все виды познавательных мотивов становятся смыслообразующими Стремление к самостоятельности в более важных сферах Рождение новых мотивов - профессиональных Содержание мотивации в старшем школьном возрасте
Пути повышения мотивации создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса создание нестандартных ситуаций на уроке демонстрация достижений учащегося умение создать на уроке ситуацию успеха включение ребенка в активные виды деятельности (общественную, учебную, общественно-политическую)
задача школьного обучения – сформировать у детей такой психологический механизм, который позволил бы им в дальнейшем осуществить процесс самореализации, саморазвития, чтобы познавательная потребность не угасала раз и навсегда ещё во время обучения в школе, чтобы она двигала ими в будущем, и во взрослой жизни человек сохранил тягу к знаниям и получал бы удовлетворение от этого. Формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося.
Значение мотивации Мотивация является особо важным компонентом учебной деятельности Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых Через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов
В.А. Сухомлинский