Внеклассная работа как метод самосовершенствования, развития познавательной и творческой деятельности учащихся Выполнили: Пастухина Н.В. Учитель истории и обществознания Зайцев Д.В. Учитель физической культуры ГБОУ СОШ №402 Москва 2012-2013гг. 900igr.net
«Жизнь – это бесконечное самосовершенствование. Считать себя совершенным – значит убить себя» Геббель Фридрих Кристиан (немецкий драматург и поэт)
В рамках системно-деятельностного подхода одним из методов нашего самосовершенствования была выбрана внеклассная работа с обучающимися нашей школы. Ибо, на наш взгляд, внеклассная работа является составной частью всей системы образовательно-воспитательной работы школы и достигает тех же целей, что и урок, НО на ином материале и иными средствами.
Самосовершенствование учителя рассматривается нами как один из основных критериев эффективности занятий учителя внеклассной деятельностью. Ведь учитель, работающий в режиме саморазвития, стремится к изучению себя, выделяет время на анализ своего опыта, преодолевает барьеры и препятствия в управлении личным профессиональным развитием.
«Учиться – значит меняться. Меняться – значит учиться» писал знаменитый писатель Герман Гессе. Саморазвитие это глубоко осознанный процесс. Внеклассная работа дает возможность самосовершенствоваться и реализовать свои творческие способности. Именно с потребности в новых знаниях, методах и начинается путь повышения квалификационного роста учителя.
Подводя итог, а вернее, только начало нашего самосовершенствования во внеклассной работе, можно сказать, что это процесс непрерывный, интересный, но и, к счастью, безграничный. «… самосовершенствование, в отличии от саморазрушения, безгранично…»
Внеклассная работа позволяет развивать познавательный и творческий потенциал учащихся. Считаем это одним из главных направлений в работе учителя!
Во внеклассную работу мы вовлекаем детей на основе свободного выбора. Добровольное начало – один из основных принципов внеклассной работы. Этот принцип в значительной мере определяет ее содержание и методы. Внеклассная работа предполагает максимум самодеятельности и активности обучающихся, но принцип самодеятельности и активности отнюдь не исключает руководящей роли учителя. Именно учитель направляет инициативу и интерес детей, всемерно развивает их творчество, прививает им навыки самостоятельной работы, способствует активизации познавательной деятельности и, одновременно, самосовершенствуется.
Формы внеклассной работы Внеклассная работа может протекать в разных формах. В своей педагогической деятельности мы использовали:
Цели интегрированных мероприятий
Рыцарский турнир - Дал возможность Обобщить и закрепить знания учащихся по темам: «Расцвет Средневековья», «Феодальное общество: сеньоры и вассалы, средневековая деревня, город; рыцари», «Крестовые походы»; Сформировать представления учащихся о жизни средневекового народа, обычаях, традициях;
- Интегрированный урок способствовал Развитию интереса и познавательных способности у учащихся; - Формировал умение работать самостоятельно и в группе (команде); - Совершенствовал общефизическую подготовленность учащихся
Задания Помогали учащимся -анализировать и делать выводы, составлять рассказ, используя иллюстрации и карты; -Продолжить формировать умения,систематизировать знания в виде таблицы, анализировать исторические факты, участвовать в обсуждении -Сформировать представления о жизни рыцарей, особенностях рыцарских турниров; -Повторить основные черты расцвета средневековья; -Закрепить представления учащихся об образе жизни сельских жителей и горожан в эпоху средневековья
Что, где, когда? Интеллектуальное мероприятие-игра способствовала Закреплению изученного материала по разным предметам; Созданию условий для развития у учащихся умений сопоставительного анализа, работы в творческих группах, нахождения информации в разных источниках и ее обработки
Интегрированное мероприятие способствовало Развитию неординарного мышления; Формированию умению работать самостоятельно и в группе (команде); выявлению творческих способностей учащихся
Рождественские посиделки Исключением не стало интегрированное мероприятие по литературе и истории – Рождественские посиделки! Ребята долго готовились: учили монологи, просматривали фрагменты сказки, пересчитывали эпизоды «Ночь перед Рождеством» Гоголя.
Учащиеся самостоятельно изготавливали костюмы для исполнения украинского народного танца – Гопак; Разучивали танец с учителем В Рождественских посиделках принимали участие 5 «в» класс и 6 классы. Ребята с увлечением собирались во внеурочное время, обсуждали вопросы
Учащиеся проявили себя очень активно. Каждый из них получил индивидуальное задание по предметам и справился блестяще! Вместе с учителем учащиеся разработали сценарий мероприятия, подготовили презентацию
Центральный номер посиделок – инсценировка сцен: Вакулы и Оксаны; Солоха и ее гости; Колядки. Ребята ответственно учили свои роли, готовили костюмы
Рождественским подарком для детей стало появление деда мороза, который поздравил всех учащихся памятными подарками
Земля – наш дом В рамках профессиональной направленности был организован экологический урок по предметам биология и история. Ответственными за внекласнный урок были – Мазанько Е.И. и Пастухина Н.В.
На интегрированном уроке учащиеся повторили процесс возникновения и зарождения профессий из курса истории, а также обсуждали экологические проблемы окружающей среды. На практической части урока ребята защищали свои проекты-рисунки по охране и бережном отношении к воде, ликвидации бытовых отходов
Олимпийские игры Игра проверяла умения, знания и способности учащихся по истории Древнего мира и физической культуре. учащихся знакомились с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; познакомились с символикой современных олимпийских игр
Внеклассный урок способствовал развитию речи учащихся, умению делать выводы, расширять кругозор учащихся; отрабатывать умение работать с «лентой времени» пробудить в детях желание серьёзно заняться каким-либо видом спорта
Спортивные задания сменил интеллектуальный конкурс капитанов по истории Древнего Мира. Учащиеся упорно боролись за победу Болельщики не сидели без дела: они могли принести дополнительные баллы своим командам, решив исторический кроссворд:
Наш незначительный педагогический опыт учителя истории и физической культуры (всего 2 года), тем не менее, дает возможность сделать вывод о том, что внеклассная работа способствует развитию у обучающихся интереса к изучению предмета, активизирует их познавательную деятельность, помогает учителю выявить интерес, способности и возможности каждого ребенка, дает возможность саморазвития и самосовершенствования. Внеклассная работа помогает установить более тесный контакт между учителем и учащимися.
Таким образом, проведя все мероприятия, мы получили неоценимый опыт работы с учащимися и преподавателями школы. Всем большое спасибо!