Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции
В 1917-1931 гг. было осуществлено кардинальное преобразование системы просвещения. Первые декреты советского правительства по народному образованию: «Положение о единой трудовой школе РСФСР», «Основные принципы единой трудовой школы РСФСР» - утвердили демократический принцип единой школы, бесплатной, доступной всему молодому поколению независимо от социального, имущественного положения и национальности.
Для единой трудовой школы в качестве центрирующего фактора устанавливалась трудовая деятельность во всех ее проявлениях; в основу содержания образования был положен политехнический компонент. В результате в 1931 году появился лозунг «Школа – цех завода или отделения колхоза», т.о. школа растворялась в социальной среде.
Контрреформа 1931-1936 гг. была воспроизведена прежняя «школа учебы», трудовое обучение было выведено из учебных планов, школа оказалась замкнутой от внешней среды, восстановлена в правах школьная форма, устанавливались строгие нормы и правила, регламентирующие всю школьную жизнь, восстанавливались ежедневные домашние задания, вернулись классные дамы.
«Хрущевская реформа» конца 50-х – начала 60-х гг. (ее содержание отражено в Законе «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР») 1958 г. ставила в основу преобразований: соединения обучения с производительным трудом, активное участие школы в окружающей общественной жизни, производственная практика школьников, существенное доминирование политехнического содержания образования. Контрреформа 60-х -70-х гг. привела к возвращению школе традиционного статуса учебного заведения.
В кон. 60-х – нач. 80-х «Просвещенская революция». Модернизировалась содержание общего среднего образования в соответствии с задачами, выдвигавшимися научно-техническим прогрессом. В 1984 г. «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы»: вводилась 11летняя школа, устанавливалось обучение детей с 6летнего возраста, пересматривались программы в плане повышения их научного уровня.
В 1992 году был издан «Закон об образовании»: введено обязательное всеобщее среднее образование, отход от единого типа учебного заведения, разработка вариативных программ.
Антон Семенович Макаренко (1888 -1939) Василий Александрович Сухомлинский (1918- 1970)