Коммуникативные универсальные учебные действия как результат образования 900igr.net
План: 1. Коммуникативные универсальные учебные действия. 2. Состав коммуникативных действий. 3. Приёмы формирования коммуникативных учебных действий.
Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. (М.И. Лисина, 1986)
Коммуникативная компетентность Содержательным ядром в развитии коммуникативной деятельности служит способность к согласованным действиям с учётом позиции другого Развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетентности Коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи: способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, умение определять цели коммуникации, выбирать адекватные стратегии коммуникации и др.
Состав коммуникативных действий (по А.Г. Асмолову) Умение общаться и взаимодействовать с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией. Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Умение работать в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности
1. Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией Включает следующие умения: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме; спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
2. Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия Предполагает: понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной; готовность к обсуждению различных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.
3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Определение цели и функций участников, способов взаимодействия; Планирование общих способов работы; Обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; Способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность); Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать.
4. Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) Включает умения: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; Переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать её как задачу через анализ её условий.
5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества Уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого; Адекватное межличностное восприятие; Готовность адекватно реагировать на нужды других (напр., эмоциональная поддержка партнёров в процессе достижения общей цели совместной деятельности); Стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии.
6. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности Использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира; Речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) в предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации – процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий.
Общение как ведущая деятельность подростка Подростковый возраст считается особо благоприятным периодом развития коммуникативной компетентности, т.к. общение здесь выходит на уровень ведущей деятельности. (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин)
Коммуникативное развитие В контексте школьного обучения представляется продуктивным рассматривать коммуникативное развитие с точки зрения ставить и решать коммуникативные речевые задачи. (И.А. Зимняя, 2002)
Коммуникативные речевые задачи Коммуникативная задача имеет цель, предмет, условия, средства и способ решения, продукт или результат. К основным группам задач относят описание, объяснение, доказательство и убеждение. Освоение коммуникативных задач растянуто во времени.
Подходы к построению общения Монологический («манипулятивный»)- важная роль в общении Отношение к собеседнику как объекту воздействия Приводит к игнорированию собеседника, безразличию, недоверию, закрытости Диалогический – отношения между «равноправными и равнозначными сознаниями» (М.М. Бахтин, 1963) Реализует задачи межличностного общения Предполагает взаимное уважение, доверие, естественность и открытость, сочувствие, доброжелательность и терпимость
Диалог как личностный уровень общения Диалог является высшим, собственно личностным уровнем общения, создающим наиболее благоприятные условия для проявления и развития личности Готовность и способность к диалогу считаются высшим уровнем развития коммуникативной компетентности
Условия формирования коммуникативных действий Организация совместной деятельности школьников на уроке: - работа учеников в группе; - дискуссия как форма учебного сотрудничества; - игровая деятельность Совместное планирование деятельности учителем и учащимися: - проектные формы деятельности
4(3). Познавательные универсальные учебные действия Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность
Особенности исследовательской и проектной деятельности учащихся Цели и задачи этих видов деятельности определяются личностными и социальными мотивами. Деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и др. Обеспечивается сочетание различных видов познавательной деятельности
Исследовательская и проектная деятельность имеют общие и специфические черты Общие черты: практически значимые цели и задачи; структура (общие компоненты деятельности); компетенция в выбранной сфере исследования, творческая активность, аккуратность, целеустремлённость, высокая мотивация Специфические черты: любой проект направлен на получение вполне конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования; в ходе исследования организуется поиск в какой-то области, а на начальном этапе лишь обозначается направление исследования, формулируются отдельные характеристики итогов работ
Компоненты исследовательских действий Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы. Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования. Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария. Поиск решения проблемы, проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов. Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания.
Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы Умение видеть проблему Умение ставить вопросы Умение выдвигать гипотезы Умение структурировать тексты Умение работать с метафорами Умение давать определения понятиям
Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования Для формулировки гипотезы необходимо проведение предварительного анализа имеющейся информации
Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария Выделение материала, который будет использован в исследовании Параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные) Вопросы, предлагаемые для обсуждения, и пр.
Поиск решения проблемы, проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов Умение наблюдать Умение и навыки проведения экспериментов Умение делать выводы и умозаключения Умение классифицировать
Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ Умение структурировать материал Обсуждение, объяснение, доказательство, защита результатов, подготовка, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите Оценка полученных результатов и их применение к новым ситуациям
Условия достижения перечисленных исследовательских и интеллектуальных умений Создание условий для возникновения вопросов и проблем у учащихся (стимулирование творческого звена мыслительного процесса). Рефлексия мыслительного процесса, достижение высокого уровня понимания решения. Обеспечение эмоционального благополучия учащихся. Удовлетворение познавательной потребности. Удовлетворение потребности в межличностном общении. Развитие способности к самоуправлению своей деятельностью – рефлексивной саморегуляции. Дифференциация и индивидуализация содержания обучения. Дифференциация и индивидуализация помощи учителя учащимся.
4(4). Регулятивные универсальные учебные действия Развитие способности к регуляции деятельности подростков должно быть рассмотрено в трёх аспектах: - формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе; развитие регуляции учебной деятельности; саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний
Рекомендации по формированию регулятивных действий (условия) Общение как необходимое условие развития способности личности к регуляции поведения, к деятельности и саморегуляции Организация учебного сотрудничества ученика с учителем Совместная деятельность с учителем и сверстниками Самостоятельная работа как эффективный метод организации учебной работы школьников
Рекомендации по формированию действия оценки (1) С самого начала обучения учитель должен ставить перед учащимся задачу оценивания своей деятельности; Необходимо объективировать для учащегося функции оценивания; Предметом оценивания должны стать учебные действия учащегося и их результаты, способы действия, способы учебного сотрудничества (ретроспективная оценка) и собственные возможности осуществления деятельности (прогностическая оценка);
Рекомендации по формированию действия оценки (2) Необходимо формировать у учащегося установку на улучшение результатов деятельности; Оценка должна основываться на содержательных, объективированных и осознанных критериях, которые могут быть даны учителем в готовом виде, выработаны совместно с учащимися или выработаны учащимися самостоятельно; Необходимо формировать у учащихся умение анализировать причины неудач в выполнении деятельности и ставить задачи на освоение тех звеньев действия (способов действия), которые обеспечат его правильное выполнение;
Рекомендации по формированию действия оценки (3) Способствовать развитию умения учащихся самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки в учебной деятельности; Необходимо чётко различать объективные и субъективные критерии оценки; оценка учащегося соотносится с оценкой учителя только по объективным критериям, причём оценочное суждение учащегося предваряет оценку учителя; Организовывать учебное сотрудничество на основе соблюдения принципов уважения личности, принятия, доверия, эмпатии и признания индивидуальности каждого обучающегося
Литература Федеральный государственный образовательный стандарт (проект). – www.standart.edu.ru; mon.gov.ru. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с. Щетинина Н.А. Совершенствование предметно-методологической компетенции учителя. - http://festival.1september.ru/articles/537987/ Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М., 1986.