ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ПРЕДШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Связь предшкольного и начального образования Общие цели – создание условий гармоничного развития личностиОбеспечение готовности ребенка к школьному обучениюПреемственность ступеней образования
Виды универсальных учебных действий ЛичностныеРегулятивныеОбщепознавательныеКоммуникативные
Личностные УУД
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Предшкольная ступень образования
Начальное образование
Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника: положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется, во-первых, в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; во-вторых, в наличии адекватного содержательного представления о подготовке к школе;предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе; предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988).
Интегральный показатель - сформированность внутренней позиции школьника на 7-м году жизни: отрицательное отношение к школе и поступлению в школу.положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни. возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными.сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.
Мотивы , характерные для перехода от предшкольного к начальному образованию Учебно-познавательные мотивы.Широкие социальные мотивы (потребность в социально-значимой деятельности, мотив долга)«Позиционный мотив», вязанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими«Внешние» мотивы ( власть и требования взрослых, утилитарно-прагматическая мотивация и т.д.)Игровой мотив.Мотив получения высокой оценки.
Формирование гражданской идентичности в начальной школе СТРУКТУРА гражданской идентичностиЦенностный – позитивное или негативное отношение к принадлежностиЭмоциональный – принятие или непринятие своей принадлежностиКогнитивный – знание о принадлежности к данной социальной общностиДеятельностный (поведенческий) – гражданская активность
Требования к результатам формирования гражданской идентичности в начальной школе – когнитивный компонент Представление о России как стране, занимающей определенную территориюПредставление о географических особенностях РоссииПредставление о государственной организации (высшая власть, законодательные и исполнительные органы)Знание государственной символики – герб, флаг, гимнЗнание государственных праздниковЗнание основных исторических событийЗнание основных прав и обязанностей гражданина (право получить бесплатное образование и обязанность учиться; право использования культурных и материальных ценностей общества и обязанность бережно относиться к ним; право на использование природных ресурсов и обязанность сохранять природу, право на бесплатную медпомощь и обязанность вести здоровый образ жизни; право на принятие решения и обязанность нести ответственность за последствия этого решения)
Требования к результатам формирования гражданской идентичности в начальной школе – когнитивный компонент Знание о своей этнической принадлежности, владение языком, освоение национальных ценностей, традиций, культуры.Знание о народах и этнических группах РоссииОсвоение общекультурного наследия России, установление связи всеобщего и специфического национальногоЗнание истории края, культурных традиций, достижений, географииЗнание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности, правдивости)Знание ценностей и истории семьи, профессии родителейЗнание норм и правил охранно-бережного отношения к природеЗнание норм и правил поведения в чрезвычайных ситуациях
Ценностный - эмоциональный компоненты Чувство гордости за свою странуЭмоционально положительное принятие своей этнической принадлежностиУважение и принятие других народов и этнических групп, межэтническая толерантностьЧувство патриотизмаУважение истории, культурных и исторических памятниковУважение семейных ценностей и устоевУважение личности, ее достоинства. Нетерпимое отношение к любым видам насилия и агрессииПризнание ценности здоровья, своего и других людейЛюбовь к природеДоброжелательное отношение к окружающимОптимизм в восприятии мираЭмоциональное восприятие художественных произведений литературы и искусстваЧувство гордости при следовании моральным нормам, стыда и вины при их нарушении
Деятельностный компонент Участие в школьном самоуправлении (дежурства в классе и школе, детских общественных организациях, школьных мероприятиях, внеклассных занятиях)Выполнение требований и норм школьной жизниВыполнение моральных норм в школе, дома, со сверстникамиСотрудничество со сверстниками и участие в межвозрастном взаимодействии ( помощь младшим и сотрудничество со старшими)Участие в благотворительных акциях Посещение музеев, театров, библиотекиРеализация установок здорового образа жизниЧтение газет и просмотр информационных телевизионных передач
Рефлексивная самооценка - постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности. - предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности; - организация объективации для ребенка его изменений в учебной деятельности на основе сравнения предшествующих и последующих достижений ученика;- формирование у ученика установки на улучшение результатов своей деятельности. формирование у учащегося умения в сотрудничестве с учителем и самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности, включая умение проводить анализ причин неудач и выделять недостающие операции и условия, успешности выполнения учебной задачи;- организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, принятии, доверии, эмпатии и признании индивидуальности каждого ребенка
Дифференцированные критерии оценки «письма» сохранение высоты букв и их элементов;сохранение ширины букв и их элементов;соблюдение наклона; соблюдение расстояний между словами; аккуратность выполнения работы внесение исправлений должно соответствовать принятым нормам.
Развитие мотивации достижения «Стратегия успеха» Адекватная оценивание учителем УД ребенкаПоощрение любого успеха – эффективная похвалаВыявление каузальной атрибуции неуспеха – усилия, способности, случай (фортуна), объективная сложность задачиПомощь ученику в преодолении своих трудностей – создание ситуации успехаОрганизация учебного сотрудничества со сверстниками и форм совместной продуктивной деятельности с педагогом и сверстниками