Тренинговая программа для детей, склонных к бродяжничеству.
Теоретики и практики всего мира встревожены ростом количества беспризорных детей (по разным статистическим данным количество беспризорных детей только в Российской Федерации от 2 до 5 млн., распространением психических и иных форм отклоняющегося поведения у таких детей. Контингент беспризорных детей складывается из тех, кто лишен необходимого присмотра, должного внимания, заботы со стороны семьи, либо детей, имеющих определенные отклонения, побуждающие их к бродяжничеству.
Немногочисленные исследования детского бродяжничества, проведенные в современной России на безнадзорных и беспризорных подростках, носят в основном социологический или социально-психологический характер, и затрагивают такие вопросы, как причины побегов детей и подростков из дома, возрастные границы бродяжничества несовершеннолетних, особенности семейной ситуации и близкого окружения детей-бродяг. Но исследований, направленных на изучение личности безнадзорных и беспризорных подростков, явно недостаточно для проведения полноценной работы с такими детьми.
Цель :развитие социально-психологической компетентности личности, способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми. Задачи: а) коррекция и формирование социально-психологических умений и навыков участников; б) овладение приемами декодирования психологических сообщений, которые поступают от окружающих людей; в) развитие способности адекватно и понимать себя и других; г) обучение приемам межличностного общения; д) осознание своей причастности к возникающим межличностным ситуациям;е) развитие уверенности в собственных силах.
Занятие 1.Цель: Знакомство участников тренинга друг с другом, формирование сплоченности коллектива.Упражнение 1. «Назовись».Упражнение 2. «Три слова обо мне».Упражнение 3. «Атомы – молекулы».Упражнение 4. «Проективный рисунок "НАША ГРУППА"Упражнение 5. Рефлексия проведенного занятия.
Занятие 2.Цель: Формирование уверенного поведения и повышение уровня самооценки.Упражнение 1. «Разборка имени».Упражнение 2. «Рекомендации».Упражнение 3. «Аплодисменты».Упражнение 4. «Подари себе радость». Упражнение 5. Рефлексия проведенного занятия.
Занятие 3.Цель: Формирование коммуникативных навыков и повышение уровня эмпатии.Упражнение 1. «Список качеств, важных для общения».Упражнение 2. «Да - диалог».Упражнение 3. «Интервью».Упражнение 4. « Уверенное, неуверенное, агрессивное поведение»Упражнение 5. Рефлексия проведенного занятия.
Занятие 4.Цель: Снижение уровня конфликтности у детей, выработка навыков бесконфликтного поведения в ситуациях общения. Упражнение 1. «Былой конфликт» (ролевая игра).Упражнение 2. «Вместо ссоры - помирились».Упражнение 3. Рефлексия проведенного занятия.
Занятие 5.Цель: Снятие психо-эмоционального напряжения, развитие умения справляться со стрессом. Упражнение 1. «Передышка».Упражнение 2. «Напряжение – расслабление».Упражнение 3. «Дождь».Упражнение 4. «Зато…».Упражнение 5. Рефлексия проведенного занятия.
Занятие 6.Цель:. Закрепление положительных изменений и планирование продуктивного будущего.Упражнение 1. «Хорошо – плохо».Упражнение 2. «Сказка о себе».Упражнение 3. «Капелька счастья»Упражнение 4. «Благодарю тебя».Упражнение 5. Рефлексия проведенного тренинга и подведение итогов.