Роль портфолио учащегося в проектировании личностного роста Из опыта работы классного руководителя МОУ – СОШ № 62 г. Тулы Дрыгиной А.К. 900igr.net
Дрыгина Алла Константиновна – классный руководитель 9 класса «А» МОУ-СОШ № 62 г. Тулы. Стаж педагогической деятельности – 12 лет.
Главное, чему учит школа – как найти свое место в жизни.
В обширных знаниях мало пользы, если человек не умеет быть счастливым, не умеет уживаться с людьми, не справляется с работой, которой он хочет заниматься. В связи с этим, задача современной школы состоит в целенаправленном, спрогнозированном развитии каждого учащегося, в создании необходимых условий для личностного роста и самореализации подрастающего поколения. Для решения задачи по прогнозированию и проектированию личностного роста огромную роль играет формирование портфолио учащегося.
Для классного руководителя принципиально важным становится владение такими формами работы, которые создают условия для развития информационно-познавательных, коммуникативных, мировоззренческих навыков и способов поведения; формируют потребность и способность личности к самопознанию, саморазвитию, самоактуализации и самореализации.
Мотивы Познавательные Социальные Личностный рост Общие интересы к знаниям. Учебно-познавательные. Самообразование Широта контактов. Позиционные стремления. Сотрудничество. Схема личностного роста учащегося
Портфолио учащегося – это не только «копилка добрых дел», это отражение достижений и перспектив будущего развития, это отражение личностных установок и мотиваций. Портфолио отражает реальную картину успешности деятельности учащегося (как урочной, так и внеурочной).
Принципы формирования портфолио учащихся: Системности (планомерность в решении поставленных задач); Преемственности (отслеживание результатов по ступеням); Научности (использование новейших методик диагностики и исследования); Осознанности (соотнесение результатов с поставленными воспитательными задачами).
Структура работы по формированию портфолио: 1 2 3 4 5 6
Портфолио позволяет педагогу: - Иметь материал, связанный с диагностикой развития учащихся (информационное обеспечение воспитательного процесса). Прогнозировать «ситуацию развития». Актуализировать воспитательный процесс для самих учащихся. Планировать направления воспитательной работы в классе. Оптимизировать учебно-воспитательный процесс.
В своей работе по формированию портфолио учащихся я использую следующие методики: Психодиагностику. Наблюдение. Мониторинг участия учащихся в различных мероприятиях. Анкетирование. Творческие отчёты учащихся. Презентации достижений и перспектив.
Мои ученики активно включаются в работу по формированию портфолио. Анализируют своё участие в учебной и общественной деятельности. Готовят творческие отчёты о проделанной работе. Активно включаются в обсуждение коллективных достижений. Прогнозируют перспективы личностного роста.
У своих учеников я стараюсь сформировать понимание того, что с окончанием школы и программы по формированию портфолио развитие личности не может остановиться, что особое значение имеет общественная направленность любой деятельности (полезность для общества). Достижения же каждого в школьные годы помогут ученикам в дальнейшем определении жизненного пути.
«Побеждает тот, кто верит в победу!» Слагающие успеха: Чётко видеть цель. Смело идти вперёд, преодолевая трудности. Поддержка друзей. Вера в свои силы. Эту формулу успеха вывели мои ученики.
Класс в котором я работаю – активный, творческий, талантливый. Подтверждением этому могут служить успехи моих учеников.