Портфолио З декабря 2005 г. Санкт-Петербург 900igr.net
Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен»
Что такое «портфолио»? Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося в определенный период его обучения. Портфолио – это «коллекция работ и результатов обучающегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях».
Что такое аутентичное оценивание ? Форма оценки личностных достижений и образовательных результатов равнозначно термину «подлинная оценка», или «оценивание реальных достижений учащихся».
Что дает портфолио? Смещение акцента с того, что обучающийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данной образовательной программе Интеграцию количественной и качественной оценок Смещение акцентов с оценки на самооценку
Виды портфолио Портфолио документации Портфолио процесса Портфолио показательное (презентационное) Портфолио рабочее (работ) Портфолио оценочное Портфолио тематическое, проблемное
Три обязательных элемента портфолио Сопроводительное письмо владельца портфолио с описание цели, предназначения и краткого описания документа Содержание или оглавление Самоанализ и взгляд в будущее
Портфолио по образовательной программе Проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте. Исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п. Творчество: модели, макеты, творческие работы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание.
Портфолио по образовательной программе Различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проводилась, ее продолжительность. Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый результат.
Портфолио по образовательной программе Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем обучающегося. Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда. Дневники самонаблюдения и различные формы самоотчета и самооценки. Например, лист наблюдений (за какими-то процессами), метакогнитивная деятельность (рефлексия общих закономерностей своего обучения), самооценка. Другое.
Портфолио трудоустройства резюме тексты заключений /заключение о качестве выполненной работы, например, в студенческом научном обществе/ краткие характеристики или аннотации на выполненные проекты, практики, исследования отзывы /например, отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции студентов, старшеклассников и т.д./
Портфолио трудоустройства рецензии /например, рецензия на статью, опубликованную в СМИ и т.д., рецензия на курсовую работу, на магистерскую диссертацию и т.д./ эссе рекомендательные письма /рекомендательные письма о прохождении практик различного вида, о работе / справки или сертификаты о курсах, тренингах и т.д. прочее.
I этап – запуск портфолио Запуск портфолио состоит в совместном обсуждении вопросов организации портфолио, а именно: Каковы цели использования портфолио? Из каких компонентов будет состоять портфолио? Какие специфические моменты должны быть отражены в портфолио? Каким образом будет происходить процесс оценки портфолио? Как будет выглядеть портфолио? Как будет происходить обсуждение портфолио?
Из каких компонентов может состоять портфолио? Нужно ли включать все изучаемые обучающимся темы? Нужно ли включать в портфолио только работы, имеющие законченный вид? Нужно ли для портфолио выбирать только лучшие работы? Нужно ли включать в портфолио все работы (и удачные и — не очень)? Должны ли обучающиеся вместе с педагогами вместе определять состав портфолио? Должны ли педагоги сами определять состав портфолио? Должны ли в портфолио содержаться комментарии педагогов? Могут ли учащиеся друг другу давать советы относительно содержания и структуры портфолио?
Содержание портфолио Результаты групповой работы (черновики, схемы). Дневник обучения. Процесс решения учебных задач. «Рефлексивные журналы». Проекты. Письменные работы.
Содержание портфолио Краткие заметки, связанные с ходом выполнения письменных работ. Аудиокассеты с записями речей, вопросов, диспутов, песен учащихся. «График-органайзеры» (схемы, рисунки, таблицы, графики, диаграммы, гистограммы и пр.). Вопросы, возникающие у ученика в процессе работы.
Содержание портфолио Заполненные учащимися анкеты (об отношении к какой-либо теме, об их мнениях и т.д.) Отчеты об интервьюировании других студентов. Лист наблюдений (за какими-то процессами). Метакогнитивная деятельность (рефлексия общих закономерностей своего обучения). Самооценка.
Содержание портфолио Письмо педагогу (члену своей семьи, директору предприятия и т.д.), связанное с содержанием портфолио. Описание лабораторных экспериментов. Образцы изобразительного творчества. Видеофрагменты. Грамоты, гранты, знаки отличий и т.п.
Содержание портфолио Постановка и обоснование целей будущего обучения. Тема по выбору. Схематическое изображение выступлений, дебатов, видео- и аудиофрагментов и т.д. Схемы индивидуальных и групповых проектов. Записи в «бортовом журнале». Компьютерные программы.
Каким образом будет происходить процесс оценки портфолио? Работа учащихся оценивается в русле курса, поэтому окончательный вариант портфолио не оценивается. Портфолио оценивается целиком на основании критериев, сформулированных педагогом и учащимися. Каждая составная часть портфолио оценивается отдельно, на основании некоторых критериев, сформулированных заранее.
Каким образом будет происходить процесс оценки портфолио? Портфолио не оценивается, а учащийся выбирает отдельные части, чтобы продемонстрировать свою работу в течение года. Некоторые части портфолио объединяются и учащийся их предъявляет педагогам, обучающим его в следующем учебном году (четверти). Портфолио, заверенный администрацией, используется учащимся во время собеседования по поводу поступления в учебное заведение.
Критерии оценивания письменных работ каждый из письменных компонентов оценивается по четырех балльной шкале (от 1 до 4) по следующим критериям: наличие собственной позиции (точки зрения); установление внутренних взаимосвязей; степень обоснованности материала; доказательности выводов и заключений; способ подачи материала (язык, стиль и др.); соответствие правилам оформления работы. Т.Г.Новикова, М.А.Пинская, А.С.Прутченков, Е.Е.Федотова. Портфолио в профильном обучении (Анализ зарубежного опыта). //Профильная школа, 2005, № 5, с. 46-48.
Трансфертный лист оценки портфолио № 1 Я считаю, что … Особенно удачным является … В то же время я посоветовал бы … Не кажется ли Вам, что …
Трансфертный лист оценки портфолио № 2 Интересные впечатляющие моменты Темы, которые наиболее раскрыты Общие советы Главные выводы
ПСВ положительно советы вопросы
ДВП достоинства вопросы пожелания
МУВ мнение уточнение вопросы