Организация предпрофильного и профильного обучения Малахова А. А., учитель математики
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели: обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими построения индивидуальных образовательных программ; способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Задачи: Создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ. Управление системой подготовки педагогов школы, работающих в старших классах. Укрепление материально-технической базы ОУ. Повышение квалификации педагогических кадров. Изменение содержания образовательного процесса за счет перехода на новые образовательные технологии.Создание условий для взаимодействия школьного образования и рынка труда в целях учета социально-экономических потребностей территории.
Обоснование актуальностиЗа последние годы в системе образования произошли существенные изменения. В результате социально-экономического развития общества возникла необходимость обновления старшей ступени общего образования. Основная идея обновления старшей ступени образования заключается в том, что образование здесь должно стать более личностно-ориентированным, функциональным и эффективным.
На актуальность введения профильного обучения указывают следующие обстоятельства: Профилизации обучения в старших классах соответствует структура образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников; К 15–16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности; В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки в вузы.Большинство старшеклассников считают, что существующее ныне образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей карьеры.В сложившейся ситуации необходима разработка мер, способствующих введению профильного обучения на старшей ступени общего образования.
Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной школы, является введение предпрофильной подготовки.В этих целях в школе: проводится целенаправленная работа: анкетирование, собеседование, беседы с родителями и др.; увеличиваются часы вариативного (школьного) компонента Базисного учебного плана в выпускном классе основной ступени общего образования; в рамках предпрофильной подготовки школьников готовят не только усваивать информацию, но и различным способам работы с ней. Учат отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Другими словами их учат учиться, отучиваться и переучиваться… «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться». (Аввин Тоффлер)
Элективные курсы – основной компонент профильного обучения, обеспечивающий вариативность его содержания. В 10-11 классах элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
ПоэтомуНужна стройная система разнообразных, привлекательных элективных курсов.Актуальность и перспективность применения элективных курсов состоит в том, что они стали одной из форм расширения знаний по любому предмету. Необходимо изучать опыт проведения элективных курсов и отбирать курсы, получившие широкое распространение. Важным направлением развития системы элективных курсов является адаптация наиболее удачных существующих курсов по выбору к условиям конкретной школы.
Элективные курсы по математике в нашей школе призваны решать следующие задачи: Дать учащимся глубокие и прочные знания, чтобы после окончания школы они могли реализовать себя. В сложившихся условиях необходимо выработать у учащихся стойкие навыки самостоятельной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности. Сделать наших учащихся конкурентоспособными в плане поступления в вузы. Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности. Выработать у учащихся активную позицию, позволяющую быть не пассивными "потребителями" информации, а творцами, имеющими своё мнение и способными его отстаивать на любом уровне.
Арифметическая и геометрическая прогрессииДействительные числа Квадратные уравненияОбласть определения выраженияПростейшие неравенстваЗадачи с процентамиСтандартный вид числаЧтение графиковНеравенства и координатная прямаяПараболаПроценты
Когда встал вопрос введения ГИА и ЕГЭ, мною был разработано два элективных курса, расширяющих рамки школьной программы для учащихся с учётом потребностей конкретных учащихся. для 9 класса «Избранные вопросы математики» для 11 класса «Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ»
Успеваемость и качество сдачи ГИА и ЕГЭ учащимися, посещающими элективные курсы по математике
В 2008 году 2 учащихся закончили школу с медалью: 1 – золотая; 1 – серебряная.Три обучающихся приняли участие в олимпиадах ТГТУ и аграрного университета, двое из них стали призерами. Результаты поступления выпускников 11 класса в ВУЗы в 2008 году
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:ГИА учащихся 9-х классов Региональные нормативные документы - http://saripkro.ru/Attest/project/p3aa1.htmlТесты on-line по ГИА - http://giaonline.ru/algebra/Регламенты проведения ГИА - http://saripkro.ru/Attest/project/p6aa1.htmlИнструкции по проведению ГИА - http://saripkro.ru/Attest/project/p8aa1.htmlМетодические рекомендации - http://saripkro.ru/Attest/project/p4aa1.htmlАналитические отчёты - http://saripkro.ru/Attest/project/p7aa1.html ЕГЭ – 2010(11-е классы)Готов к ЕГЭ - http://www.gotovkege.ru/Сайт информационной поддержки ЕГЭ - http://www.ege.ru/КИМы ЕГЭ-2010 (ФИПИ) - http://www.fipi.ru/view/sections/211/docs/449.html
http://www.video-repetitor.ru/index.php/2009-12-15-13-44-17
Нельзя научить человека на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь.