МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 11 Экспериментирование – основа системного подхода к познанию окружающей действительности. АРМАВИР 2015Г Воспитатель Резникова Е.Н.
«Прежде, чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать». В. Сухомлинский. Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Все мы прекрасно знаем, что самый пытливый исследователь – это ребенок, так как этот маленький человек каждый день познает окружающий мир и задает множество вопросов.
Формы работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Содержание этой работы реализуется в следующих педагогических процессах: специально организованные занятия по познавательной деятельности с включенными опытами по заданной теме; совместная деятельность педагога с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей.
Разработан перспективный план по организации экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Данный план разбит на четыре блока, которые соответствуют четырем временам года: «Песочные забавы»; «Кладовая Мышки-норушки»; «Зимняя сказка»; «Зеленая полянка».
Блок «Песочные забавы» разработан для летнего периода. Включает в себя всевозможные опыты и эксперименты с песком, водой и глиной. В данном блоке дети знакомятся со свойствами песка и глины, узнают о их необходимости в жизни человека.
ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ
Блок «Кладовая Мышки-норушки» разработан для осеннего периода и включает в себя опыты и эксперименты с различными крупами, водой, их отличительными особенностями и их свойствами. МАНКА И МУКА
Блок «Зимняя сказка» разработан для зимнего периода и включает в себя опыты и эксперименты с водой, ее различными состояниями, снегом и воздухом.
КРАСКИ И ТУШЬ
Блок «Зеленая полянка» разработан для весеннего периода и включает в себя опыты и эксперименты с почвой, водой и семенами различных растений. В этом блоке у детей есть возможность познакомиться с различными видами почв, ее характеристиками, узнать о мире флоры и более углубленно изучить.
Для осуществления исследовательской деятельности был создан центр экспериментирования. Основным оборудованием для экспериментирования являются: приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика); природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски); медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др. При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования :безопасность для жизни и здоровья детей; достаточность; доступность.
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Дети старшего дошкольного возраста задают много вопросов: «Отчего?», «Почему?», «Зачем?» и т.д. Часто этим же занимается и озорная девочка Почемучка, живущая в группе.
Эти герои вместе с детьми составляют правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко запоминаются. С водой: Коль с водой имеем дело, Рукава засучим смело. Пролил воду — не беда: Тряпка под рукой всегда. Фартук - друг: он нам помог, И никто здесь не промок. С песком: Если сыплешь ты песок — Рядом веник и совок. По окончании работы: Ты работу завершил? Все на место положил?
Доброй традицией на протяжении нескольких лет является проведение конкурсов «Я - исследователь» и «Семейный экологический проект» с участием родителей и воспитанников дошкольных учреждений. Наш детский сад не является исключением: каждый год мы принимаем участие в данных мероприятиях. Наши родители с огромным удовольствием включаются в совместную работу, так как понимают, что детям необходимо познавать окружающий мир путем экспериментирования.
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». В. А. Сухомлинский
Список использованной литературы: И. Э. Куликовская «Детское экспериментирование»; Г. М. Бондаренко « Экологические занятия с детьми»; О. В. Дыбина « Неизведанное рядом»; Н. Рыжова « Наш дом природа»; А. И. Иванова « Детское экспериментирование – как метод обучения».
Спасибо за Внимание!