Экскурсионная программа в 1-4 классах Автор: учитель начальных классов ГОУ СОШ №714 ЗАОКазанкова С.Г.
Экскурсия - форма распространения знаний и воспитания, построенная на экскурсионном методе.
Цель экскурсионного метода - обучение (передача определенной системы знаний) и воспитание (формирование всесторонне развитой личности).
В экскурсиях сочетаются три вида психических процессов: познавательный – ощущение, представление, мышление, воображение; эмоциональный – переживания; волевой – усилия для сохранения внимания, работы памяти.
1 Цель: отдых Задачи: поиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктов; общение, совместный отдых Формы проведения: прогулка Приблизительная программа: 1 класс1. Прогулка к речке Сетунь (осенние, зимние, весенние изменения в природе).1-4 классСбор природного материала для гербария или поделок2. Посещение детских игровых площадок
Цель 2: учебная Задачи: усвоение детьми знаний по учебному предмету (ботанике, географии, истории) Форма проведения: урок вне классного помещения Программа:2 классПланетарий2. Политехнический музей (горные породы)3. Ботанический сад МГУ.4. Музей воды.5. Исследование погоды (лаборатория Корнельсон)3 классЭкскурсия в Политехнический музей (горно-добывающая промышленность и др. темы)2. Экскурсия в музей космонавтики4 классМузеи Московского Кремля
Цель 3: научная Задачи: выявление экспонатов для краеведческого музея Форма проведения: экспедиция 1-4 классПутешествие по улицам микрорайона с целью изучения истории города
Цель 4: Общеобразовательная Задачи: расширение общего культурного кругозораФорма проведения: беседа в туристском походе, путевая экскурсионная информация в транспортном путешествии 2 классЭкскурсия в зоопарк.2. Политехнический музей (история автомобиля в России)3. Дарвиновский музей (формы земной поверхности и др.)3 классЭкскурсия в агрокомбинат «Московский» (как выращивают горшечные растения или зеленый лук, укроп, петрушку и т.д.)2. Музей истории ж/д транспорта на Рижском вокзале4 классЭкскурсия в пожарную часть2. Минералогический музей3. Музей занимательных наук4. Музей техники (пос. Архангельское)5. Зоологический музей МГУ
Цель 5: культурно-просветительная Задачи: повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслямФорма проведения: обзорная многоплановая экскурсия 1классОбзорная экскурсия по Западному округу2. К.И. Чуковского в Переделкино2 классОбзорная экскурсия по Москве «Мы – москвичи»2. Экскурсия в музеи кукол (шк. 65, 714, 384, ДТ «Можайский»)3. «Жили-были» по сказкам А.С. Пушкина3 классСоюзмультфильм2. Музей «Бородинская панорама»3. Поклонная гора.4 классМост Багратион и др. пешеходные мосты.2. Замечательная московская архитектура3. Исторические границы нашего города.4. Палеонтологический музей5. Музей истории востока6. Музей землеведения МГУ (природные зоны)
Цель 6: культурно-воспитательнаяЗадачи: усвоение знаний в сочетании с воспитанием Форма проведения: тематическая экскурсия Программа:2 классМузей народной игрушки «Забавушка»2. Музей «Кукольный дом на Варварке».3 классКремль в Измайлово (музеи русского костюма, русской игрушки, хлеба, валенок)2. Московская усадьба Деда Мороза.4 классМузей музыкальной культуры им. Глинки
Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.
Литература: Емельянов Б.В. ЭкскурсоведениеМ: Советский спорт, 2007. - 216 с.