Духовно- нравственное воспитание в условиях сельской школы 900igr.net
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников разработана в соответствии с : требованиями Закона «Об образовании» - ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»; проектом Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, подготовленным Российской академией образования.
Содержание Концепции Введение 1. Национальный воспитательный идеал 2. Цель и задачи воспитания школьников 3. Духовно-нравственное развитие гражданина России 4. Ценностные установки обучения и воспитания в системе общего образования 5. Система воспитательной работы общеобразовательной школы 6. Управление воспитательным процессом 7. Взаимодействие школы, традиционных российских религиозных организаций, институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании школьников 8. Примерные требования к условиям воспитания и социализации учащихся Заключение
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент назвал важнейшие ценности: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА о младших и старших; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА в РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ.
2 основные социальные структуры: Конституция страны; система образования, прежде всего, общеобразовательная школа Общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов.
Национальный воспитательный идеал Национальный воспитательный идеал — высшая цель образования, абсолютно нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Цель и задачи воспитания школьников Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Личностная культура: готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию — «становиться лучше»; сформированность нравственных ценностей: честность, доброта, искренность, милосердие и др.; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения; готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию; целеустремленность и настойчивость в достижении результата; трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности человеческой жизни;
Социальная культура принятие учащимися национальных духовных и нравственных ценностей; вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями; готовность молодых россиян солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи; развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению; доверие к другим людям, общественным и государственным институтам; забота о преуспевании и целостности российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.
Семейная культура сформированность отношения к семье как к основе российского общества; приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших; бережное отношение к жизни человека, продолжение рода;
Духовно-нравственное развитие гражданина России Ст. 9. п. 6. устанавливает, что «...основные общеобразовательные программы общего образования включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы. Обеспечение духовно-нравственного развития личности россиянина — ключевая задача современной государственной политики, направленной на модернизацию страны.
Сферу педагогической ответственности можно обозначить двумя положениями: 1. программы воспитания и социализации должны обеспечивать духовно-нравственное развитие гражданина России. 2. Основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания.
Ценностные установки обучения и воспитания в системе общего образования Источники человечности открываются на российской почве как сокровищницы национальных и общечеловеческих духовных ценностей: ПАТРИОТИЗМ - чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать Россию крепче, а ее граждан — богаче и счастливее. Патриотизм — это источник силы народа. Он выражается в ценностях: Любовь к России; Любовь к своему народу; Любовь к своей малой родине; Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).
СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ Социальная солидарность - возможность личности развиваться в неагрессивной, благоприятной социальной среде. Социальная солидарность раскрывается в ценностях: Свобода личная и национальная; Доверие на всех уровнях общества; Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь и честность; Достоинство.
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ Российские народы образуют российскую гражданскую нацию. Их объединяет общая историческая судьба, культура, ментальность, русский язык. Гражданственность основана на ценностях: Правовое государство; Гражданское общество; Долг; Закон; Правопорядок; Межэтнический мир.
ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ Традиционные российские религии: православие, ислам, иудаизм и буддизм, - это источники национальной духовности. В общеобразовательной школе ценности российских религий представлены как духовные основы российской культуры, как традиционные жизненные ценности. В таком, культурологическом, контексте школьники могут усваивать системные представления о: Вере в Бога; Религиозных организациях; Святости и благочестии
СЕМЬЯ Россия начинается с российской семьи. Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию, если членов семьи объединяют ценности, значение которых они хотят делить и с другими людьми: Любовь и верность; Здоровье и благополучие; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода;
ТРУД И ТВОРЧЕСТВО Нет средства более важного, чтобы стать человеком, личностью, семьянином и гражданином, сделать себя и окружающий мир лучше, чем свободное творчество и каждодневный труд. Это возможно, если человек принимает ценности: Познание и истина; Креативность и инновационность; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость
ПРИРОДА И ИСКУССТВО Россияне вправе гордиться своей страной, ее славной историей, великой культурой, традиционной духовностью, великолепной природой. Открыть для себя красоту российской земли, ее уникальные природные и культурные ландшафты школьники могут, приобщаясь к ценностям: Жизнь; Родная земля; Красота; Гармония
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО У россиянина необходимо воспитывать способность к духовно-нравственному развитию через обращение к другим национальным культурам и мировому культурному наследию. В то же время он сам должен быть понятен представителям других народов, открыт и дружелюбен по отношению к ним, что возможно через принятие ценностей: Планета Земля; Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество
Система воспитательной работы общеобразовательной школы Национальный воспитательный идеал — воспитание гражданина России — является главной педагогической задачей. Воспитание в российских школах должно начинаться с широкого, повсеместного употребления понятий «гражданин России», «россиянин», «российский народ», «Россия» непосредственно в образовательном процессе и вне его.
Духовно-нравственное развитие российских школьников в общеобразовательной школе обеспечивается программами воспитания и социализации. Их может быть восемь, в соответствии с теми источниками человечности, которые были определены выше: ПАТРИОТИЗМ; 2. СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ; 3. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ; 4. ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ; 5. СЕМЬЯ; 6. ТРУД И ТВОРЧЕСТВО; 7. ПРИРОДА И ИСКУССТВО; 8. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.
Содержание воспитания в общеобразовательной школе : общеобразовательные дисциплины; произведения искусства и кино для детей и юношества; периодическая литература, СМИ, отражающие современную жизнь; традиционные российские религии; фольклор народов России; история своей семьи; жизненный опыт своих родителей и прародителей; общественно полезная и личностно-значимая деятельность в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; другие источники информации и научных знаний.
Каждая воспитательная программа (подпрограмма) осуществляется по пяти направлениям: 1. Урочная деятельность; 2. Внеурочная деятельность (культурные практики); 3. Внешкольная деятельность (социальные и культурные практики); 4. Семейное воспитание; 5. Изучение культурологических основ традиционных российских религий.
Урочная деятельность. Воспитательные программы и содержащиеся в них воспитательные задачи должны быть интегрированы в содержание учебных предметов. Внеурочная деятельность. Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования.
Внешкольная деятельность. Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика.
Семейное воспитание. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития школьника. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей.
Изучение культурологических основ традиционных российских религий. Приобщение к культурологическим и историческим основам российских религий рассматривается как важный вариативный компонент программ воспитания и социализации школьников.
Управление воспитательным процессом Основным инструментом государственно-общественного управления процессами воспитания и социализации школьников является Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Школа - важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося.
Классный руководитель - основной организатор школьной жизни учеников. Большое педагогическое значение отводится проводимому раз в неделю классному часу. Он становится классным воспитательным часом, системой планомерной организации жизни детского коллектива.
Портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценивания педагогами, родителями и самим учеником результатов его духовно-нравственного развития. Технология портфолио делает процесс духовно-нравственного развития школьника открытым, объективным и корректируемым со стороны педагогов и родителей.
Взаимодействие школы, традиционных российских религиозных организаций, институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании Школа и традиционные российские религиозные организации совместно с другими общественными организациями призваны создавать единое пространство духовно-нравственного развития россиянина.
Примерные требования к условиям воспитания и социализации учащихся: создание (наличие) культурно-воспитательной среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности (символы) российской нации, народов РФ, территориально-регионального и местного сообщества; создание (наличие) социально-воспитательной среды образовательного учреждения, воссоздающей символы российской государственности: герб, флаг, гимн, изображения лидеров государства и знаменитых людей российской истории, государственные праздники, памятные даты национальной истории и другие;
создание (наличие) эколого-воспитательной среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности здорового образа жизни, бережного отношения к своей жизни, жизни других людей, природы, планеты в целом; создание (наличие) эстетической среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы;
создание (наличие) школьной воспитательной среды, воссоздающей историю данного образовательного учреждения, его культурные, педагогические и другие традиции, портреты и биографии замечательных педагогов и выпускников, другие события ее прошлого и настоящего; работа школы с семьей, систематическое привлечение родителей и прародителей обучающихся к разработке и осуществлению школьных программ воспитания и социализации обучающихся;
взаимодействие общеобразовательного учреждения с социальными субъектами воспитания: ветеранскими, экологическими, национально-культурными и иными общественными организациями, традиционными российскими религиозными организациями, армией, органами охраны правопорядка; взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;
установление и совершенствование системы межпредметных связей, содержательно раскрывающих базовые национальные ценности, на освоение которых обучающимися направлены программы воспитания и социализации; интеграция учебной, внеучебной, внешкольной, семейно-воспитательной, общественно- полезной деятельности в рамках программ воспитания и социализации обучающихся;
направленность программ воспитания и социализации обучающихся на решение проблем их личной, семейной и школьной жизни, а также проблем села, района, города, области, республики, края, России; педагогическая поддержка детско-юношеских и молодежных организаций и движений, содействующих духовно-нравственному развитию гражданина России
Заключение Духовное-нравственное развитие личности гражданина России является одним ключевых факторов модернизации России. Важнейшее условие успешного развития России - воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться.