Закон Российской Федерации «Об образовании» 1992 г. (в редакции, введенной в действие с 15.01.96 г. Федеральным законом от 13.01.96 г. № 12-ФЗ с изменениями на 22.08.2004 г.) Ст. 12. Образовательные учреждения п.4. К образовательным относятся учреждения следующих типов: ….. 8) учреждения дополнительного образования детей. * * * Критерием отнесения к типу УДОД является реализация им дополнительной образовательной программы в качестве основной.
Руководитель кружка переименован в педагога дополнительного образования в соответствии с Письмом Министерства образования от 12.01.93 г. № 10/32-Т, пункт 3. Руководитель кружка переименован в педагога дополнительного образования в соответствии с Письмом Министерства образования от 12.01.93 г. № 10/32-Т, пункт 3.
Нормативно-правовая основа аттестации педагогических кадров Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г. в редакции от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ, ст.32, 35); Положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (приложение к приказу Минобразования России № 1908 от 26. 07. 2000 г.). Приказ Госкомвуза России и Минобразования России от 31.08.95 № 463/1268 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требованиям) по должностям работников учреждений образования, объемных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей» с приложениями.
Нормативно-правовая основа аттестации педагогических кадров Приказ Минобразования России и Госкомвуза России от 14.12.95 № 622/1646 «Об утверждении рекомендаций по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников, требований к квалификации этих работников при присвоении им квалификационных категорий и внесении изменений в приказ Министерства образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31.08.95 № 463/1268» с приложениями. Письмо Минобразования России №22-06-1375 от 14.12.00г. “Вопросы и ответы”. Письмо Минобразования России №297/19-10 от 15.08.00г. Региональные и областные положения об аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений (например, в Москве - Приказ Московского комитета образования № 387 от 20.09.1996).
Квалификационные разряды Квалификационные разряды устанавливаются с 6 по 11 по формальным показателям:
Квалификационные категории
Знакомство коллектива с положением об аттестации Знакомство коллектива с положением об аттестации проходит на педагогическом совете, где председатель аттестационной комиссии зачитывает нормативные документы по аттестации.
Что такое «аттестация» педагогических кадров? Аттестация (в переводе с латинского – свидетельство) педагогических кадров образовательных учреждений – это процесс, результатом которого является объективное заключение о качестве педагогической деятельности работника. Аттестация – это государственно-управленческий акт.
Главная функция аттестации создавать условия для профессионального роста педагога на основе повышения качества его деятельности.
Цель аттестации
Задачи аттестации 1) выявление реального уровня преподавания; 2) определение резервов повышения профессионального мастерства; 3) стимулирование повышения уровня профессионализма; 4) повышение уровня оплаты труда.
1) обобщения итогов деятельности педагогического (руководящего) работника 1) обобщения итогов деятельности педагогического (руководящего) работника 2) экспертного оценивания уровня "квалификации", "профессиональной компетентности", "продуктивности" педагогической и управленческой деятельности и «профессионализма» педагога.
КВАЛИФИКАЦИЯ – уровень готовности к выполнению какой-либо работы Квалификационная категория – соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности (устойчивых результатов деятельности) педагогического труда, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной сложности. КВАЛИФИКАЦИЯ – уровень готовности к выполнению какой-либо работы Квалификационная категория – соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности (устойчивых результатов деятельности) педагогического труда, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной сложности. ПРОДУКТИВНОСТЬ – устойчивость результатов деятельности ПРОФЕССИОНАЛИЗМ – способность решать задачи на основе применения профессиональных знаний
Профессиональная компетентность Профессиональная компетентность – умение педагога на достаточно высоком уровне осуществлять педагогическую деятельность, педагогическое общение, реализовать свои возможности, достичь запланированных результатов в обучении и воспитании детей. 1) Умение самостоятельно разработать методику своего предмета. 2) Использование в работе прогрессивных педагогических идей прошлого и современности. 3) Использование в своей работе форм и методов активного обучения. 4) Владение методами диагностической работы с детьми. 5) Обеспечение устойчивых положительных результатов в учебно-воспитательной работе. 6) Руководство или участие в работе творческих групп, методических объединений, школ передового опыта.
Модель профессиональной культуры руководящих и педагогических работников
ЭТО НАДО ЗНАТЬ !!!
Состав аттестационных комиссий
Задачи аттестационных комиссий
РЕШЕНИЕ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ 1) "соответствует заявленной квалификационной категории"; 2) "не соответствует заявленной квалификационной категории". Другие решения не предусмотрены.
Регламент работы Главной АК,территориальной АК и аттестационной комиссии ОУ (Определяется органом управления образованием, ОУ, создающим АК)
Какие категории педагогических работников учреждения дополнительного образования детей подлежат аттестации? Аттестации подлежат все педагогические работники, а также психологи, социологи, социальные педагоги, концертмейстеры и другие специалисты, по должностям которых тарифно-квалификационные характеристики предусматривают наличие квалификационных категорий. Специалисты, которые не входят в перечень работников образования, аттестуются по требованиям соответствующих ведомств.
Организация и сроки проведения
Какие критерии квалификационных категорий можно выделить? требования, предъявляемые к специалисту по уровню профессиональной культуры, включая уровень коммуникативной культуры; требования, предъявляемые к специалисту по уровню квалификации и профессиональной компетентности; требования, предъявляемые к специалисту в отношении результативности профессиональной деятельности.
Тарифно-квалификационная характеристика Постановление Минобразования РФ от 17.08.95 г. № 46. «Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений образования РФ». Должностные обязанности. Должен знать . Требования к квалификации по разрядам оплаты
Должностная инструкция Должностная инструкция разрабатывается на основании : квалификационной характеристики по должности; правил внутреннего распорядка, устава учреждения; обобщения материалов по объемам работы и затратам рабочего времени. Должностная инструкция необходима для: определения статуса работника (правовое положение); определения его объема работы; определения квалификационной категории; установления доплат и надбавок; устранения расплывчатости в профессиональных обязанностях и ограничения круга деятельности.
Должностная инструкция СТРУКТУРА ДОЛЖНОСТННОЙ ИНСТРУКЦИИ Общие положения. Должностные обязанности . Права. Ответственность. Связи по должности. Критерии оценки деятельности. * * * Должностная инструкция утверждается директором, согласовывается с профсоюзным комитетом и подписывается работником.
Этапы проведения аттестации I этап (подготовительный) – педагог проходит собеседование с руководителями учреждения, анализирует свою деятельность, определяет свой уровень, изучает нормативные документы, знакомится с порядком проведения аттестации. II этап (самоаттестация) – педагог проводит самоанализ и самооценку своей деятельности, готовит авторские педагогические разработки, учебные программы, методические материалы, обобщает самостоятельные исследования, научно-методический опыт своей работы. III этап (экспертный) – педагог проходит экспертизу практической деятельности, согласовывает с экспертной группой план аттестации, демонстрирует свои возможности, накопленный опыт, проявляет педагогическую и методическую активность. IV этап (обобщающий) – педагог приглашается на заседание аттестационной комиссии, анализирует полученные результаты, планирует работу по устранению недостатков, готовит к печати методическую продукцию, дидактический материал, планирует пути своего дальнейшего роста.
Какие документы нужны для прохождения аттестации? Для прохождения аттестации педагогу необходимо представить: заявление и информационную карту (по установленной Министерством образования РФ форме); копии документов о повышении квалификации и наградах (если таковые имеются); самоанализ педагогической деятельности (по желанию); представление (характеристику)
Рекомендации по заполнению заявления
ЗАЯВЛЕНИЕ
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
НАПРАВЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Представление (характеристика) I часть: анкетные данные II часть: сведения о трудовой деятельности III часть: оценка деловых и личных качеств
Представление на педагогического работника
Самоанализ профессиональной деятельности Требования к тексту самоанализа: составляется в произвольной форме; объем текста не превышает 4 печатных страниц; включает описание цели, задач, характеристику процесса деятельности, достижение точно обозначенного результата педагогической деятельности, способы и критерии его оценки. 1 часть - Теоретические основания Вашего профессионального опыта. 2 часть - Краткая (аналитическая) характеристика содержания наработанного за прошедшие три года профессионального опыта. 3 часть - Анализ и обобщение результатов воспитательно-образовательной деятельности. 4 часть - Дополнительная информация.
Рекомендации по самоанализу
Приказ Министерства Просвещения СССР от 20.07.1987 № 135; раздел «Дополнительный штат по нормативам» 25% от общего количества педагогических часов в учреждении (дополнительный фонд заработной платы) – для установления доплат педагогам дополнительного образования за организационно-методическую работу (методисты и культорганизаторы).
Из чего складывается результативность деятельности педагога? 1. Соотношение индивидуальных достижений учащихся и установленных образовательных результатов (нормативов) (усвоение учебной программы предмета, овладение способами деятельности и производственными навыками и др.); 2. Создание условий для проявления учащимися своих творческих возможностей; 3. Сохранение контингента учащихся, с которыми непосредственно взаимодействует педагог.
ЭКСПЕРТИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Экспертиза – это профессиональный, официально заказанный анализ с письменным заключением специалистов об уровне профессиональной культуры аттестуемого. Эксперт – специалист, выполняющий официальную функцию по оценке профессиональной культуры аттестуемого.
ЭКСПЕРТИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ЭКСПЕРТИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ АНАЛИЗ учебного занятия: разбор содержания учебного занятия по составным частям с разных точек зрения для оценки его в целом; один из основных способов изучения и обобщения опыта.
Формы аттестации
Квалификационные характеристики категорий
Реализация решений аттестационной комиссии
Итоги аттестации Приказ об аттестации педагога Аттестационный лист