Мысли Аристотеля о воспитании
Аристотель (384 - 322 до н. э.) Виднейший философ Античности, ближайший ученик Платона. В своих философских и педагогических воззрениях не только развил идеи учителя, но и пошел во многом вразрез этим идеям "Платон мне друг, но истина дороже"
Аристотель полагал, что человек обладает душой растительной (она нуждается в питании и обречена на разложение), душой животной (чувства, ощущения) душой разумной – (чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной) Вот почему при воспитании он не ставил во главу угла заботу о загробном бессмертном бытии и настаивал на том, чтобы в равной степени заботиться о всех трех видах души человека.
Аристотель заложил важные предпосылки теоретического осмысления бытия и процесса воспитания и обучения как части этого бытия. Аристотель заложил важные предпосылки теоретического осмысления бытия и процесса воспитания и обучения как части этого бытия. Так он пришел к заключению, что всякая идея является "внутренней-сущностью вещей". Не менее важна мысль Аристотеля о необходимости включения знания о единичном в систематическое знание об общем.
Аристотель ставил наставника на самую высокую ступень в обществе: "Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые - достойную жизнь". Аристотель ставил наставника на самую высокую ступень в обществе: "Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые - достойную жизнь".
Аристотель придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию. Аристотель придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию. Он полагал, что каждая форма государственности нуждается в соответствующем воспитании как первой необходимости. Утверждалась при этом целесообразность равного воспитания для свободного населения в идеальном государстве.
При этом Аристотель допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под началом отца. При этом Аристотель допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под началом отца. Однако настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников - педономов, по его представлению семье( с 5 до 7 лет) должно проводиться лишь предварительное обучение. Далее за воспитание мальчиков с 7 лет должно браться государство.
Начинать воспитание школьника предлагалось с "заботы о теле", "заботы о духе" таким образом "воспитание тела способствовало воспитанию духа".
"забота о теле" Гимнастика должна была привести организм ребенка в готовность для трудного процесса освоения знаний. Придавая в воспитании особое значение гимнастике, Аристотель одновременно резко осуждал спартанскую традицию применения тяжелых и жестоких физических упражнений, в результате которых дети превращаются в «диких животных». Гимнастика предназначена для формирования «прекрасного»
"забота о духе" В круг предметов начального образования должны включаться грамматика, гимнастика, музыка и иногда – рисование Особую роль в формировании прекрасного начала должна была играть музыка.
Содержание образования Аристотель выделял три основных блока- Подготовительный блок чтение письмо грамматика арифметика гимнастика рисование музыка логика
Основной блок Знания о мире, как таковом- история астрономия математика метафизика философия этика политика
Блок знаний Умения и знания необходимые человеку для практической деятельности- риторика поэтика
вывод Аристотель оказал громадное влияние на философскую и педагогическую мысль античности и средневековья. Трактаты Аристотеля служили учебными пособиями в течение многих столетий.